'
Полянская Я.В.
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ РОМАНА Е.Г. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР» И ПРОБЛЕМЫ ЖАНРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ-ЖИТИИ «ЛАВР» *
Аннотация:
целью данной статьи является рассмотрение времени как ключевой доминанты в романе-житии Е.Г. Водолазкина «Лавр» и раскрытие жанровой идентичности произведения.
Ключевые слова:
время, хронотоп, роман-житие
Роман-житие Е.Г. Водолазкина «Лавр» – уникальный пример жизнеописания человека через призму философского осмысления его пути, поступков, места в мире, восприятия им времени и пребывания в различных временных реалиях. Действие романа происходит в средневековой Руси XV века. Главный герой произведения, Арсений (взявший впоследствии имя Лавр) обладает удивительными способностями исцеления людей, способен к грамоте и обучен искусству травничества. Роман написан в жанре жития. В «Лавре» изображается весь жизненный путь героя, разделённый на четыре этапа. Каждый этап обусловлен принятием нового имени: Арсений (имя, данное герою при рождении), юродивый Устин (имя скончавшейся возлюбленной – Устина), Амвросий (имя героя в монашестве) и Лавр – святой праведник, творящий чудеса и очистившийся от прежних грехов. Последние два этапа целесообразно объединить воедино, поскольку они связаны периодом монашеской жизни героя и окольцовывают композицию произведения.Все периоды жизни героя имеют свои хронотопические особенности, формирующие модель художественного мира произведения и определяющие жанровую специфику романа. Обращаясь к первому периоду жизни героя, мы можем выделить различные изображения хронотопа: статичное, идиллическое и динамическое, авантюрно-бытовое. Средневековый же хронотоп присущ роману в целом, присутствует в каждом из трех условных периодов жизни героя. Статичное изображение времени и пространства характерно для второй части романа – «Книги познания», в которой рассказывается о детстве героя и его взрослении, то есть об истоках жизни. Хронотоп этого периода ограничен пространством Рукиной слободки и ее периферией, домом деда героя – Христофора, – местом, отделённым от окружающего его мира.Время в изображении данного пространства и событий в нём преимущественно показано несюжетно, в этом и заключается статичность хронотопа жизни Арсения в доме у Христофора, кроме того, что пространство также постоянно и не претерпевает изменений. В данном случае мы видим пример того, каким образом протекает бытовое время в ветхой избе и сама жизнь, а именно, – время здесь циклично.Подобное изображение хронотопа создаёт образ уединённой деревенской жизни, где пространство перманентно, а время циклично. Такое начало жизни героя характерно для жанра жития, так как сначала святой учится у наставника, после чего становится праведным и ищет высшую цель своего существования, помогая людям.Идиллический хронотоп изображает внутреннее состояние героя, его связь с природой и неспешное, но при этом линейное движение. Авантюрно-бытовой хронотоп связан со странствием Арсения. Элементы бытового хронотопа находят воплощение в новом образе жизни героя. Он живет во дворце, князь дарит ему дорогие вещи, а приходя в избу, на периферию дворца, к нему привязываются вылеченные им же мальчик и его мать, он часто приходит к ним на обед, старается поскорее закончить все дела, чтобы не опоздать. Хронотоп первого периода жизни героя характерен для жанра жития. События изображаются в хронологическом порядке, присутствуют указания на конкретные даты (рождение, взросление и т.д.), Арсений стремится к уединенной, аскетичной жизни, отказывается от влюбленной в него Ксении, но не желает отказаться от Бога. Все эти элементы образуют собой гармоничное единство и создают образ святого, а хронотоп, в свою очередь, наделяется сакральным смыслом и имеет христианские мотивы.Второй период жизни героя начинается во второй половине третьей части романа – «Книге отречения». Арсений меняет имя на Устин, перерождается и становится юродивым. Устин приходит в Псков, где временно остается жить. Хронотопические особенности этого периода, «псковской» жизни, примечательны тем, что здесь время для Арсения замедляет свой ход, пространство «размывается», а также появляются характерные для средневекового хронотопа проявления чудес. Хронотоп Пскова искажается и растворяется, теряя свою линейность. Кроме того, Русь по мнению европейцев находится вне их мира, представляет собой «предел обитаемого пространства». Этим подчеркивается двоемирие, а именно мифический хронотоп Руси, изображение пространства которой является отражением жизни и мышления Арсения.Особенности хронотопа первой части этого периода жизни героя (хронотоп Пскова) отличаются от предыдущего тем, что в нем пространство и время стремятся к остановке, полной статичности и нелинейности изображения. Модель мироустройства искажается и размывается, но при этом сосредотачивается на юродивых, создавая некое двоемирие («из-за стены кремля показались купола, которых не было видно раньше. Заходящее солнце делало их позолоту двойной. Когда же ударил главный колокол, стало ясно, что звучит он из воды, потому что купола на воде были живее куполов в небе») [3, с. 230]. Художественный мир строится по принципу раздвоения на реальное и мифическое пространства.Особенности хронотопа второй части этого периода жизни героя отличаются тем, что он насыщен авантюрами. Если раньше авантюрный хронотоп изображался посредством хождений Арсений от деревни к деревне, где происходят события, то здесь показано полноценное путешествие, которое сравнивается со странствиями Одиссея.В пятой части произведения – «Книге Покоя» начинается новый период жизни героя уже под именем Амвросий. Повествование снова теряет линейность, хронотоп меняется в сравнении с предыдущим, циклизует саму композицию романа. Герой отмечает, что вместе с возвращением в былое пространство, он словно вернулся и во времени («не возвращаюсь ли я сам к некой исходной точке?»), после чего сообщает о цикличности времени («время более не движется вперед, но идет по кругу») [3, с. 239]. Прошлое, настоящее и будущее стали одним целым («силы, розданные во время мора, он брал взаймы у своего будущего, и теперь восполнял растраченное»). Цикличность хронотопа, знаменующая его вечность, характеризует и самого героя. Житие описывает жизнь святого, подвиги которого остаются в памяти людей навсегда, являясь своего рода примером чистой и праведной жизни. Арсений сам таким образом остается в этой вечности, так как его жизнь выделяется самоотрешенностью, непоколебимой верой в Бога и преданностью Устине. Хронотопические особенности данного периода жизни героя отличаются тем, что здесь практически отсутствуют элементы авантюрного хронотопа, но особое место занимает изображение идиллического хронотопа, так как Арсений, будучи уже пожилым человеком, желает уединения, а точнее единения с собой и природой, что и происходит в итоге, – он уходит на покой. Это схоже с хронотопом уединенной деревенской жизни, но теперь перед нами хронотоп просто уединенной жизни. Средневековый хронотоп также связан с изображением природы, образа жизни героя (он живет в лесу, где его дом образуют камни, сложенные определенным образом) и с изображением чудес (буханка хлеба, которую он взял в монастыре, не заканчивается несколько месяцев). Кроме того, в данном периоде хронотоп циклизуется, так или иначе повторяет события его жизни. Модель художественного мира создается посредством циклизации хронотопа, здесь повторение пространства и замкнутость течения времени неслучайны. Обратимся к концепции времени в романе-житии Е.Г. Водолазкина «Лавр». В произведении время представлено по-особенному: идея линейного повествования сочетается с идеей цикличности. При подробном рассмотрении темпоральной структуры произведения мы видим соединение трех «осей»: календарного, событийного и перцептивного времени. Е.Г. Водолазкин в своем произведении обращается и к мифологическому времени, что свойственно для средневековых жанров. Также в произведении очевидна связь «неисторичности», вынесенной автором в подзаголовке, с идеей безвременья. Пространственно-временная наполненность произведения является одним из интереснейших моментов исследования текста. Художественное время в «Лавре» представляет собой синтез разных временных пластов и концепций времени. Календарное время в «Лавре» отображается в конкретных датах, например, «Церковь была сооружена в благодарность за благополучный исход 1492 года» или «В 1947 году участок переоборудуется под военный полигон…» [3, с. 114-115]. Событийное время можно толковать как плавный переход одного события в другое и их повременную связь. Время в этом случае являет собой длительность, определенную временную протяженность. К этой «оси» автор прибегает, когда описывает путь Арсения в пространстве: «В Великом селе Арсений пробыл две недели» или «Арсений вывел лошадь на дорогу» [3, с. 125, с. 163]. Перцептивное время, так называемое «время рассказывания» или «позиция повествователя» раскрывается в процессе диалога повествователя с читателем, например: «Из всех живших во Флоренции сообщение купца Ферапонта показалось по-настоящему важным только одному человеку – Амброджо» [3, с. 230]. Повествователь, как бы находясь в пространстве одновременно и с героями, и с читателем, говорит читателю о героях в третьем лице.Основываясь на вышесказанном, мы можем утверждать, что в романе-житии «Лавр» линейная концепция времени, свойственная жанру жития и вообще эпическому повествованию, отражающая жизненный путь героя, выполняет скорее вспомогательную функцию. На первый план выходит идея циклической повторяемости времени, вневременья, с помощью которой писатель призывает читателя вспомнить о «неисторических», вневременных человеческих ценностях.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Полянская Я.В. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ РОМАНА Е.Г. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР» И ПРОБЛЕМЫ ЖАНРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ-ЖИТИИ «ЛАВР» // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 701 - 707. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17935 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*