'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 110

Просмотры  37 просмотров

Шитов С.В.

  


ДОСТИЖЕНИЕ БОЛЬШЕЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. АРТИСТИЗМ В МУЗЫКЕ *

  


Аннотация:
в работе показывается каким образом можно добиться большей убедительности в исполнении музыкальных произведений и активизировать учебный процесс.   

Ключевые слова:
музыкальный артистизм, система занятий, живое исполнение   


Что такое артистизм в музыке, почему должность музыканта в оркестре называется артист оркестра и как музыкант перевоплощается во время концерта? В кого ему приходится превращаться и для чего? Сколько вопросов и они вроде бы и не очень актуальны для повседневной жизни, но на самом деле эти вопросы являются очень важными в развитии, становлении и продвижении и молодых музыкантов и не очень молодых.Начнём с того, что нужно разобраться, что такое артистизм? Это комплекс умений, навыков, приёмов, которые использует исполнитель для наиболее глубокого раскрытия замысла композитора в исполняемом произведении. Казалось бы, что трудного? Композитор всё написал, все вилочки нарисовал, темпы обозначил, исполни пунктуально и будет тебе счастье! Но почему-то не получается. Можно попробовать исполняемое произведение записать в любом музыкальном редакторе и компьютер досконально и точно исполнит всё, что написано в нотах. Интонация будет идеальна (фальши не будет!), ритм безукоризнен, все крещендо и диминуэндо будут сделаны, но художественная ценность исполненной музыки будет ноль! В чём дело? Чего не хватает?А не хватать будет именно того, что бы мы назвали живым исполнением и то, что мы вынесли в заголовок данной статьи – артистизма! Оказывается, артистизм — это главное, что помогает отличать хорошее исполнение от не очень хорошего, и даже больше – уровень артистизма и глубина трактовки может довести до потрясающего результата и стать на долгое время эталонным исполнением!Для того, чтобы хорошо понимать суть артистизма, его нужно разложить на составные элементы.1) Первым элементом будет то, чем мы занимаемся каждый день - техническим совершенствованием нашего сегодняшнего исполнительского уровня. Его мы развиваем с помощью гамм, этюдов, упражнений, текущего художественного репертуара. Хотелось бы, чтобы вся эта работа не отрывалась от главного- повышение эмоционального воздействия на слушателя. А это и есть развитие артистизма. Не должно быть сыграно ни одной ноты просто так, всё должно быть подчинено главному- повышению исполнительской выразительности и убедительности. Эта высокая цель в ежедневных занятиях поможет решить многие текущие технические проблемы и задачи.2) Даже при работе над гаммами нужно добиваться более осмысленного звуковедения, фразировки и ритма. Гамму нужно мыслить, как маленькое художественное произведение. Такой эмоциональный подход к работе над гаммами поможет эффективно и быстро решать технические трудности, встающие перед исполнителем – скорость, интонирование, тембр. Грамотная и целенаправленная работа над гаммами приведёт к управляемой, убедительной и выразительной игре на инструменте. Выдающийся советский скрипач Л.Коган утверждал, что работе над гаммами нужно посвящать не менее 3 часов в день! Все его ученики много занимались гаммами и всю жизнь с благодарностью вспоминали своего учителя.3) При работе над упражнениями нужно помнить о противоречивости развития отдельных элементов исполнительской техники. Так развитие выдержки трудными физическими упражнениями ограничивают выразительные возможности исполнительского аппарата, крен в развитии в сторону виртуозной техники приводит к проблемам с красивым ’пением’ на инструменте, чрезмерное увлечение верхним регистром непременно приведёт к проблемам с интонацией, тембром, красивым звукоизвлечением. Избежать этих противоречий, можно включая в комплекс упражнений все элементы исполнительской техники, не пропуская ничего. Скорость освоения материала существенно снизится, но качество обучения будет плодотворным и разносторонним. Выбор упражнений, их количество и качество, напрямую должен быть подчинён развитию артистизма исполнителя и только это явится главным проверочным критерием результата работы над упражнениями. Хорошо бы помнить, что результат работы от упражнений не проявляется мгновенно, а выявляется через отдых.4) Работа над этюдами, с моей точки зрения, ничего другого и не предполагает, как выработка определённых музыкальных образов и способов “проживания” этих состояний. Исполнение этюдов – самый быстрый способ изучения музыкальных стилей, овладения различными исполнительскими техниками, и что немаловажно – быстрое переключение между музыкальными образами. Часто этюды пишутся на темы оркестровых соло, что помогает в освоении оркестрового репертуара. Акцент на главенство музыкальных эмоций в исполнении этюдов поможет в решении технических проблем, и добиться более весомых результатов.5) Работа над художественными произведениями. Ну, вот мы и добрались до самого интересного! Всё к чему стремились в упражнениях, чего добивались в гаммах и этюдах наконец-то можно попробовать применить на практике. Вот произведение разобрано, досконально выучено и неплохо сыграно на экзамене на приличную оценку. А в чём дальнейший рост? Чем отличается исполнение выдающегося мастера от исполнения ученика- студента?Исполнения мастеров всегда отличаются информационным и эмоциональным насыщением исполняемой музыки. Тщательно проработанные детали, выверенный динамический план, яркие кульминации, виртуозно сыгранные пассажи позволяют сделать убедительными трактовки исполняемых произведений. Слушатели и зрители испытывают приятное потрясение от такого виртуозного владения ситуацией исполнителем. На их глазах разворачивается захватывающий сюжет комедии или трагедии. Концерт приобретает законченный и убедительный вид. Неоднократное прослушивание этих транскрипций в записи всегда приносит новые впечатления и новые эмоции. Такие исполнения надолго запоминаются зрителями, записи таких выступлений живут долго и остаются актуальными на многие годы. Это и есть высшее проявление артистизма.Силу таким выступлениям придаёт масштаб личности исполнителя, который опирается на мощный интеллект. Серьёзную базу для такой личности создаёт вся предшествующая история музыки, история исполнительства, открытия и достижения инструментальной педагогики, новые передовые технологии в освоении приёмов игры, изготовления музыкальных инструментов. Все эти знания, умения и достижения благополучно усваиваются трудолюбивыми и талантливыми музыкантами, перерабатываются и применяются в исполнительской практике.Отдельно хотелось бы затронуть тему внешнего вида, манеры поведения и морального облика настоящей звезды. Это практически всегда эталон и пример для подражания! Блеск и стиль в одежде, доброжелательность и воспитанные манеры. Общение с ними одно удовольствие! Наверное, потому, что чувство стиля и красоты во всём образе жизни этих людей, которое закономерно перетекает в исполнение на инструменте. По крайней мере, хотелось бы в это верить!Вот как легко и красиво всё получается на бумаге! А как в жизни? В жизни таких результатов, к сожалению, добиваются единицы. Да я, собственно, пишу не для того, чтобы все становились выдающимися деятелями. Мысли этой статьи могут помочь любому человеку на любом этапе жизни подключиться к каким-то изменениям в лучшую сторону. Можно иметь врождённый талант к музыке, большую любовь к этому виду деятельности, но мало ли мы знаем талантливых людей, которые не захотели трудиться, и зарыли свой талант в землю. Можно констатировать факт, что без ежедневного целенаправленного, изнуряющего труда добиться настоящего артистизма невозможно! Такая работа у музыкантов начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь без остановки! Это трудно, но очень интересно!   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шитов С.В. ДОСТИЖЕНИЕ БОЛЬШЕЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. АРТИСТИЗМ В МУЗЫКЕ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 733 - 737. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17940 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17940



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.