'
Боева А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема формирования толерантности у младших подростков во внеурочной деятельности образовательной организации. Представлены принципы, условия, формы организации формирования толерантности у обучающихся данной возрастной категории.
Ключевые слова:
толерантность, младший подростковый возраст, внеурочная деятельность, образование
В современном мире проблема формирования толерантности приобретает все больше актуальности вследствие гуманизации общества. Это понятие стало основой сознания современного человека. В сущности, толерантность рассматривается как отказ от насилия, признание многообразия культуры, веры, социальных норм, уважение равенства людей. С другой стороны, толерантность не должна сводиться к индифферентности, отказу от реализации собственных интересов и потребностей. Впервые термин «толерантность» был введен английским иммунологом Питером Брайаном Медаваром для обозначения терпимости иммунной системы организма. В современной науке понятие «толерантности» изучается в психологии, социологии, педагогике. Понятие толерантности охватывает все психологические, социальные структуры личности, формы ее поведения и деятельности. Б.Г. Ананьев рассматривает толерантность как психологическую выносливость, способность к саморегуляции при раздражающих воздействиях социальной среды. Это биологический подход к изучению толерантности [1].А.Г. Асмолов рассматривает толерантность как способность к неагрессивному поведению к другому человеку на основе открытости, независимости, равенства, отказа от насилия и доминирования. Толерантность также понимается как сведение к единообразию различных точек зрения, верований, культур[2].В настоящее время возрастает потребность в формировании толерантного поведения у подростков, в связи с возрастанием ситуаций проявления социальной агрессии и конфликтности у данной возрастной категории детей. Для подростков характерно повышенный уровень тревожности, агрессии, склонность к депрессии. Это важный период формирования личностных качеств, мировоззрения, построения межличностных отношений. В Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации среди принципов государственной политики в сфере образования сделан акцент на гуманистический характер образования, на свободное развитие личности и воспитание взаимоуважения обучающихся. Среди основных образовательных задач стоит формирование у обучающихся поликультурного сознания. Это означает отсутствие крайнего национализма, этноцентризма, понимание культуры своего народа и уважение культуры других народов, толерантность. Особенности формирования толерантности среди младших подростков представлены в работах исследователей: Е.М. Аджиевой, В.Г. Степановым, Л.В. Строгоновой и др. Е.М. Аджиева предлагает на внеурочных занятиях знакомить обучающихся с особенностями культуры, религии, менталитета других народов. Свободное общение со сверстниками разных культур, с их обычаями, социально-бытовым укладом жизни, верованиями закладывает у подростков объективные знания и представления о мире[3].В.Г. Степанов, рассматривая проблему формирования толерантности младших подростков, рекомендует в качестве формы работы участие обучающихся в благотворительных акциях[4].Л.В. Строганова, в работе по формированию толерантности у подростков особое значение отводит организации их обучения через совместную игру. Дидактические и творческие совместные игры среди подростков помогают обратить внимание обучающихся на нравственные стороны взаимоотношений [5].Формирование толерантного поведения во внеурочной деятельности у подростков может реализовываться как индивидуальной, групповой и парной работе. Такие взаимодействия и отношения могут быть специально организованными на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельность по формированию толерантности среди младших подростков включает в себя:развитие общих представлений о других людях путем сравнения с ними, нахождение различий и сходств,формирование представлений о сущности толерантного поведения,воспитание активной жизненной позиции и положительных суждений о толерантном поведении.Среди основных задач, реализация которых способствует получению положительного результата по формированию толерантности, ученые выделяют:создание в стенах образовательной организации толерантной среды, формирование в сознании обучающихся установки на толерантность, использование различных методических разработок по обучению и воспитанию, направленные на активизацию толерантности у младших подростков, повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по работе с младшими подростками, обеспечение взаимодействия подростков и педагогов, ориентированного на формирование толерантного поведения во внеурочной деятельности [5].Основными структурными компонентами процесса формирования толерантного поведения подростков во внеурочной деятельности выступают: когнитивный (толерантное сознание), эмоциональный (качества, присущие толерантности, такие как эмпатия, доброжелательность, терпимость и т.д., а также свойства и чувства личности), поведенческий (толерантное поведение).Ученые выделяют несколько групп педагогических условий формирования толерантного поведения подростков: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия. Эти условия могут быть реализованы в процессе внедрения программы по формированию толерантности в образовательной организации, в ходе проведения акций и флешмобов, оформления стендов, электронных форумов, статей, организация внеурочных мероприятий для различных групп обучающихся, отличных по национальному признаку, социальному статусу, проведение совместных воспитательных мероприятий по формированию толерантного отношения [3]. Вместе с тем, рассматривая проблему формирования толерантности у подростков во внеурочной деятельности образовательной организации, следует отметить следующее, что этот процесс не является спонтанным, он требует длительной организации. Он может быть реализован во внеурочной деятельности как в как индивидуальной, групповой, так и парной работе. Формы работы с младшими подростками по формированию толерантности включают в себя разнообразные виды работ: коллективные игры, проекты, праздники, тренинги, семинары, благотворительные акции, конференции, круглые столы. Формирование толерантности у подростков во внеурочной деятельности является актуальным направлением современной системы воспитания обучающихся.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Боева А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 738 - 742. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17941 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*