'
Хосперс Е.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С МОДИФИКАЦИЯМИ ТЕЛА, У СТУДЕНТОВ *
Аннотация:
в работе рассмотрена актуальность проблемы аутоагрессивного поведения, связанного с модификацией тела, которое становится все более заметной проблемой в современном обществе, особенно среди молодежи и студентов. В последние годы наблюдается рост интереса к модификации тела, который, в свою очередь, может быть связан с различными формами аутоагрессии. Эта статья рассматривает актуальность данной проблемы, статистику и возможные причины такого поведения среди студентов.
Ключевые слова:
аутоагрессивное поведение, саморазрушающее поведение, модификации тела
Аутоагрессивное поведение — это серьезная проблема, которая все чаще привлекает внимание исследователей, психологов и педагогов, особенно в контексте молодежной аудитории. В последние годы наблюдается рост случаев самоповреждающего поведения среди студентов, что вызывает обеспокоенность как у специалистов, так и у общества в целом. Одним из факторов, способствующих этому явлению, является модификация тела, которая может принимать различные формы: от пирсинга и татуировок до более радикальных изменений, таких как хирургические операции [1].По статистике, около 20% студентов в возрасте от 18 до 24 лет хотя бы раз в своей жизни прибегали к самоповреждающему поведению. Это может быть вызвано множеством факторов, включая стресс, давление со стороны сверстников и низкую самооценку. Модификация тела, как способ выражения себя или борьбы с внутренними переживаниями, может привести к тому, что студенты начинают воспринимать аутоагрессивное поведение как норму.Одной из причин, по которой студенты могут прибегать к самоповреждению, является стремление к принятию и признанию в обществе. В эпоху социальных сетей, где внешний вид и самовыражение становятся важными аспектами жизни молодежи, некоторые студенты могут чувствовать необходимость в модификации тела для того, чтобы соответствовать определенным стандартам красоты или индивидуальности. Это давление может привести к тому, что они начинают экспериментировать с опасными и потенциально вредными методами.Кроме того, стоит отметить, что многие студенты не всегда осознают последствия своих действий. Мифы о том, что модификация тела — это безопасный способ справиться с эмоциональными проблемами, могут вводить в заблуждение. На практике, такие действия зачастую приводят к серьезным физическим и психологическим последствиям, включая инфекции, рубцы и даже более глубокие проблемы с психическим здоровьем.Важным аспектом решения проблемы аутоагрессивного поведения является информирование студентов о рисках, связанных с модификацией тела. Образовательные программы, направленные на повышение осведомленности о психическом здоровье и безопасных способах самовыражения, могут сыграть ключевую роль в предотвращении самоповреждающего поведения.Самоповреждающее поведение, также известное как аутоагрессивное поведение, представляет собой сложное и многогранное явление, которое затрагивает различные аспекты психического здоровья. В последние годы в России наблюдается рост интереса к данной теме, что связано с увеличением случаев самоповреждений среди молодежи и подростков. В данной статье мы рассмотрим статистику по самоповреждающему поведению в России, а также факторы, способствующие его возникновению.Самоповреждающее поведение включает в себя действия, при которых человек сознательно наносит вред своему телу, например, резка кожи, ожоги или другие формы физического ущерба. Это поведение часто связано с эмоциональной болью, стрессом или внутренними конфликтами. Люди, практикующие самоповреждение, могут не иметь намерения покончить с собой, однако их действия могут привести к серьезным последствиям для здоровья.Согласно данным различных исследований, самоповреждающее поведение в России стало более распространенным в последние годы. По статистике, около 15-20% подростков и молодежи в возрасте от 12 до 24 лет хотя бы раз в жизни испытывали желание причинить себе вред. Это вызывает серьезные опасения как у специалистов в области психического здоровья, так и у родителей.Исследования показывают, что самоповреждающее поведение чаще встречается у девушек, чем у юношей. По данным опросов, около 25% девушек в возрасте 14-17 лет признаются в том, что испытывали мысли о самоповреждении, в то время как среди юношей этот показатель составляет около 10%. Это может быть связано с различиями в эмоциональной регуляции и социальных ожиданиях, а также с тем, что девушки чаще открыто говорят о своих чувствах и переживаниях.Статистика также показывает, что уровень самоповреждающего поведения варьируется в зависимости от региона. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, случаи самоповреждений фиксируются чаще, чем в сельских районах. Это может быть связано с более высоким уровнем стресса, связанным с городской жизнью, а также с доступом к информации и ресурсам, которые могут способствовать формированию такого поведения.Актуальность проблемы аутоагрессивного поведения можно подтвердить и тем, что распространенность этого феномена привела к появлению устойчиво употребляемого в обществе понятия self-harm (селфхарм). Самоповреждения - осознанное нанесение физических повреждений на собственное тело без суицидальных намерений. В большинстве случаев это выражается в порезах в области предплечья, нанесенных острыми предметами. Фото изрезанных рук, представленных в виде "красивых картинок", активно заполоняют социальные сети. В подростковой субкультуре это воспринимается как некий признак романтизма и вызывает восхищение среди сверстников [1].Несмотря на рост количества актов аутоагрессии, само явление недостаточно изучено. Так к началу двадцать первого века несуицидальное самоповреждающее поведение (НССП) выделено в качестве классификационной единицы. За период с 2006 по 2024 гг. появилось множество общественных организаций, оказывающих помощь людям с аутоагрессивным поведением, например, Международное общество изучения самоповреждений.Существует множество факторов, способствующих развитию самоповреждающего поведения. Найденные в соответствующей литературе на немецком языке попытки объяснения самоповреждающего поведения по П. Брезовски (P. Brezovsky, 1985), Х. Мюль (H. Mühl, 1996), Г. Тойниссен (G. Theunissen, 2000) и др. делятся следующим образом на: корни в психологии развития: аутоагрессия как сопровождающее явление тяжелого душевного заболевания [4]. Так, депрессия, тревожные расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) могут значительно увеличить риск самоповреждений.Молодые люди, испытывающие трудности в общении с окружающими или находящиеся в состоянии социальной изоляции, могут быть более подвержены самоповреждающему поведению.Негативная атмосфера в семье, конфликты и насилие могут способствовать возникновению аутоагрессивного поведения.В условиях современного мира, когда социальные сети играют значительную роль в жизни молодежи, кибербуллинг становится одним из факторов, способствующих самоповреждению.Анализируя причины, указанные в источниках на английском, немецком и русском языках, становится ясным, что самоповреждающее поведение связано с ощущением невозможности действовать на минимизирование или освобождение от эмоций, которые трудно выносимы. Личность пытается таким образом унять душевную боль [4].Профилактика самоповреждающего поведения требует комплексного подхода, включающего как образовательные программы, так и психологическую поддержку. Важно обучать молодежь навыкам эмоциональной регуляции и стрессоустойчивости, а также создавать безопасную среду для обсуждения своих чувств.Самоповреждающее поведение — это серьезная проблема, требующая внимания как со стороны общества, так и со стороны медицинских и образовательных учреждений. Статистика показывает, что это явление становится все более распространенным в России, особенно среди молодежи.Актуальность проблемы аутоагрессивного поведения, связанного с модификацией тела, у студентов нельзя недооценивать. Необходимы усилия для повышения осведомленности о проблеме, а также для разработки эффективных программ профилактики и лечения. Только совместными усилиями можно снизить уровень самоповреждающего поведения и помочь молодежи найти более здоровые способы справляться с эмоциональными трудностями. Образование, поддержка и открытый диалог о психическом здоровье могут помочь снизить уровень самоповреждающего поведения и создать более безопасную среду для самовыражения молодежи.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Хосперс Е.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С МОДИФИКАЦИЯМИ ТЕЛА, У СТУДЕНТОВ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 743 - 748. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17942 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*