'
Немцов М.Л.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА БАЗЕ 1С:ERP *
Аннотация:
в работе представлена методология внедрения современной информационной системы управления предприятием 1С:ERP. Методология основана на собственном опыте внедрения подобных систем на крупных производственных предприятиях.
Ключевые слова:
внедрение, производство, предприятие, управление
ВВЕДЕНИЕ.В настоящее время автоматизация и совершенствование управления предприятием является ключевыми задачами развития крупного бизнеса. Без современных информационных систем эти задачи становятся трудно достижимыми, либо вовсе невозможными.Практическая реализация концепции автоматизации управления имеет мало альтернативных решений, и все они связаны с внедрением современных ERP-систем, которые с одной стороны предоставляют всю необходимую информацию для принятия решений, с другой – минимизирую влияние человеческого фактора. [1]Известны пять основных причин, из-за которых компании берутся за внедрение ERP систем [2]:интеграция финансовой информации,интеграция информации о заказах,стандартизация и ускорение производственных процессов,уменьшение складских запасов, как сырья, так и готовой продукции,стандартизация информации по персоналу.1. ПОДГОТОВКА IT-ЛАНДШАФТА КОМПАНИИ.Автоматизация управления крупной производственной компании невозможна без подготовленной IT-инфраструктуры – комплекса из сетевой инфраструктуры, аппаратного и программного обеспечения и IT-специалистов.Опыт внедрения 1С:ERP опирался на лучшие практики компании 1С и собственный опыт реализации производительных отказоустойчивых IT-инфраструктур. [1] А именно:применение отказоустойчивых кластеров с балансировкой нагрузки, под сервера СУБД и сервера приложения 1С:Предприятия,использование многоконтроллерных высокопроизводительных СХД,реализация стратегии резервного копирования 3-2-1.2. АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПЛАТФОРМЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ.Еще несколько лет назад, при упоминании аббревиатуры ERP в основном подразумевали два мировых гиганта – SAP и Axapta (Microsoft Dynamics AX), которые стали де-факто стандартом АСУ Предприятия. Тяжелые неповоротливые программы, очень дорогие в обслуживании, но для выхода на мировые рынки требовалась отчетность, которую предоставляли только они.C выходом второй версии 1С:ERP все изменилось. Все больше российских компаний стали выбирать отечественное решение. [3] Из очевидных плюсов – это более низкая стоимость внедрения и последующего сопровождения, моментальная реакция на изменения в законодательстве и относительно большое число IT-специалистов, работающих с 1С.Информационные системы, построенные на платформе 1С:Предприятие имеют две составляющие: технологическая платформа (или ядро системы) и реализованная на ее основе прикладное решение (или конфигурация). Такая архитектура решения получила высокие оценки пользователей, т.к. обеспечивает открытость решений, функциональность, гибкость, короткие сроки внедрения, масштабируемость и кроссплатформенность [3].Важно отметить, что для крупного бизнеса предлагается расширенная функциональность уровня КОРП, поддерживающая весь современный инструментарий использования информационных ресурсов предприятия: кластеризация, отказоустойчивость, резервирования и балансировка. Это важно, т.к. крупные производственные предприятия обычно обладают высоконагруженными системами с множеством пользователей, работающими в режиме 24/7/365.3. СЦЕНАРИЙ ВНЕДРЕНИЯ 1С:ERP.Процесс построения информационной системы предприятия – это комплексное решение методологических, технических и организационных задач. Оно требует наличия знаний как в области методологий и практик управления современным предприятием, так и методологий и практик, заложенных в прикладном решений 1С:ERP.При внедрении системы на производственном предприятии формируется план, состоящий из шести шагов:Функциональное моделирование,Разработка Спецификации требований на доработки,Разработка Функциональных требований к доработкам,Реализация доработок,Пусконаладка,Запуск, опытная эксплуатация, опытно-промышленная эксплуатация.На первом этапе готовится документ «Функциональная модель» (ФМ), который содержит описание всех автоматизированных процессов предприятия в виде модели «Как будет» на уровне событий, функций, исполнителей, документов, нормативных и прочих контекстных данных.Накопленный опыт внедрения ERP-систем позволил выделить 14 отдельных функциональных моделей (ФМ):ФМ «НСИ по всем подсистемам»ФМ «Управление продажами, маркетингом (акциями), дистрибьюторами»ФМ «Управление разработкой новых продуктов»ФМ «Планирование производства, закупок, управление закупками»ФМ «Управление денежными средствами»ФМ «Оперативный учет готовой продукции, интеграция c WMS»ФМ «Оперативный учет материалов на складах, интеграция с WMS»ФМ «Управление производством: оперативное планирование, диспетчеризация, оперативный учет»ФМ «Управление качеством, выходной контроль, лаборатория, сертификация, претензии»ФМ «Управление затратами, расчет себестоимости – регламентированный учет»ФМ «Регламентированный учет (кроме затрат и с/с)»ФМ «Интеграция с внешними информационными системами»ФМ «Управленческий учет»ФМ «Плановая себестоимость»В зависимости от функциональных особенностей производственного предприятия некоторые ФМ могут объединяться вместе, либо исключаться из проекта.На втором этапе создается документ «Спецификация требований на доработки». В этом документе фиксируются все доработки необходимые для функционирования системы в соответствии с функциональной моделью и отсутствующие в типовой поставке 1C:ERP (функциональные разрывы).Далее, на третьем этапе создается документ «Функциональные требования к доработкам», содержащий и описывающий: все сущности данных, виды и назначения данных, НСИ, поля и связи данных, эскизы интерфейсов, описание порядка работы, перечень настроек, описания сценариев работы, алгоритмы автоматизированной и ручной обработки информации, формы отчетов, требования к интеграции со смежными системами, описание ролей пользователей.На четвертом этапе выполняются доработки типового функционала. Технические решения в процессе реализации доработок должны соответствовать задачам, которые утверждены на предыдущих этапах, должны обеспечивать необходимую для выполнения бизнес-процессов логику работы и производительность системы, а также упрощение загрузки обновлений типового решения в той мере, в которой это возможно средствами платформы 1С и Типового решения. При реализации новых форм ввода данных – для этих форм прописывается встроенная справка, с указанием порядка работы пользователя.Пятый этап – пусконаладка. На данном этапе выполняются мероприятия, необходимые для запуска ИС в опытную эксплуатацию:Тестовая эксплуатация проводится в течение короткого периода времени (неделя), на ограниченном объеме выверенных данных, с привлечением ключевых пользователей. Цель тестовой эксплуатации – формирование первоначальных навыков пользователей и выявление требований, не зафиксированных при функциональном моделировании, а также устранение допущенных программных ошибок на этапе реализации, которые не были выявлены в процессе приемки реализованных доработок. Реализация этих требований выполняется по отдельным заявкам.Заключительный этап внедрения – запуск, опытная эксплуатация, опытно-промышленная эксплуатация ERP-системы.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Автоматизация системы управления производственной компанией является важнейшим шагом в развитии крупного предприятия. Внедрение современной ERP-системы позволяет наиболее эффективно автоматизировать процессы, связанные с управлением.Представленный сценарий внедрения ERP-системы на базе 1С:Предприятие 8.3 был успешно реализован в крупной производственной компании.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Немцов М.Л. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА БАЗЕ 1С:ERP // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 850 - 856. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17966 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*