'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 4
  4. Научная статья № 29

Просмотры  173 просмотров

Зорина И.В., Гришин Д.А.

  


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЧИНОВНИКАМИ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ *

  


Аннотация:
В статье дается общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Автор поднимает вопрос об опасности данной категории преступлений для общества, что, по мнению автора, должно быть учтено в законотворческой деятельности при внесении изменений в уголовное законодательство   

Ключевые слова:
должностные преступления, государственный служащий, должностное лицо, законотворчество, уголовное законодательство   


Уголовный кодекс РФ содержит три группы норм преступлений, совершаемых должностными лицами: 1) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285 - 293 УК РФ); 2) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201- 204.2 УК РФ); 3) иные преступления, субъектом которых может выступать должностное лицо. Некоторые уголовно-правовые нормы с признаками должностного лица как специального субъекта преступления содержатся в гл. 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав человека и гражданина», гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», гл. 31 УК РФ «Преступления против правосудия», гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы» и т.д. В теории уголовного права преступления, содержащиеся в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», именуются должностными. Противоправными считаются следующие действия (бездействие) чиновников: злοупοтребления дοлжнοстными пοлнοмοчиями; испοльзοвание дοлжнοстным лицοм свοих служебных пοлнοмοчий; кοрыстная или личная заинтересοваннοсть гοсслужащегο; превышение дοлжнοстных пοлнοмοчий; οтказ в предοставлении инфοрмации; присвοение пοлнοмοчий дοлжнοстнοгο лица; незакοннοе участие в предпринимательскοй деятельнοсти; пοлучение взятки; дача взятки; служебный пοдлοг; халатнοсть; οтказ в предοставлении гражданину инфοрмации; вοспрепятствοвание прοведению сοбрания, митинга, демοнстрации, шествия, пикетирοвания, или участия в них; вοспрепятствοвание закοннοй предпринимательскοй деятельнοсти; регистрация незакοнных сделοк с землей; кοнтрабанда; прοвοкация взятки либο кοммерческοгο пοдкупа. Родовым объектом данной группы преступлений является комплекс общественных отношений, обеспечивающих легитимность государственной власти на всех уровнях (в т.ч. и органы местного самоуправления). Видовым объектом являются общественные отношения, которые обеспечивают нормальное функционирование отдельных ветвей государственной власти, организаций и учреждений, органов местного самоуправления на основе соблюдения в их деятельности законности, а также недопустимости использования своих полномочий вопреки интересам службы. Непосредственным объектом выступают общественные отношения относительно законной деятельности соответствующего сегмента аппарата власти. Дополнительным объектом в некоторых преступных деяниях, квалифицируемых, например, ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст.293 УК РФ (халатность) являются законные интересы граждан, организаций, общества, государства. В качестве предмета преступлений могут выступать официальные документы. При служебном подлоге, например, это могут быть государственные реестры с внесенными в них недостоверными данными (ст.285.3 УК РФ); при нецелевом использовании - бюджетные (ст.285.1 УК РФ) и внебюджетные средства (ст.285.2 УК РФ); при получении взятки (ст.290 УК РФ), посредничестве (ст.290.1 УК РФ) и даче взятки (ст.291 УК РФ) - деньги и иные ценности. С объективной стороны рассматриваемые деяния характеризуются тем, что совершаются с использованием служебных полномочий вопреки интересам службы и в связи с осуществлением своей деятельности. В ряде случаев должностные лица исполняют свои обязанности ненадлежащим образом – халатно (ст. 293 УК РФ). Случаются ситуации, когда чиновник полностью отказываются от выполнения своих должностных обязанностей, что уже характеризуется как противоправное бездействие (ст. 286.1 УК РФ - неисполнение органом внутренних дел приказа). По законодательной конструкции некоторые составы преступлений являются материальными (например, ст.292.1 УК РФ), часть являются формальными (например, ст. 285.1 УК РФ), частично формально-материальными (например, ст. 288 УК РФ). Для квалификации деяния как общественно-опасного правонарушения имеют значение и учитываются ряд факторов. В частности, принимаются во внимание способ совершения преступления. Например, преступление, квалифицируемое по ч.2 ст.286.1 УК РФ, совершенное группой лиц, является более тяжким, чем то же преступление, совершенное одним человеком. К отягчающим факторам также относят преступления, которые совершены с применением насилия или угрозы его применения (п. «а» ч.3 с.286 УК РФ), а также с присутствием в действиях правонарушителя признаков вымогательства (п. «б» ч.5 ст.290 УК РФ). Помимо этого  имеют значение и средства совершения преступления – оружие или специальные средства (п. «б» ч.3 ст.286 УК РФ). Субъект данной группы преступлений - специальный, который обладает дополнительными признаками (за исключением ст.291 УК РФ (дача взятки) и ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), где субъект преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет). В некоторых случаях взятку может передавать одно должностное лицо, другому должностному лицу. Понятие государственной и муниципальной службы, осуществляемой в органах государственной власти и местного самоуправления, регламентируется ФЗ «О системе государственной службы в РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ФЗ «О муниципальной службе РФ». Субъективная сторона рассматриваемых составов преступлений, как правило, характеризуется виной в форме умысла. Неосторожное психическое отношение лица к осуществленному им общественно-опасному деянию проявляется только в составах преступлений, предусмотренных ч.2 ст.292.1 УК РФ и ст.293 УК РФ. Вышеуказанные общественно-опасные деяния (действия или бездействия), предусмотренные статьями 285 – 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществляются умышленно или по неосторожности, существенно подрывают авторитет органов государственной власти или местного самоуправления и причиняют вред (либо создают угрозу причинения вреда) охраняемым законом интересам граждан, общества, организаций, государства. Именно в подрыве авторитета государственной власти, доверия к власти со стороны граждан России, иных государств, а также в унижении интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления заключается общественная опасность данной группы преступлений, что несомненно должно быть учтено в законотворчестве при внесении поправок в уголовное законодательство страны

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зорина И.В., Гришин Д.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЧИНОВНИКАМИ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ // Вестник науки №6 (15) том 4. С. 157 - 161. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1797 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1797



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.