'
Жарков М.А., Маер О.М.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ *
Аннотация:
в данной статье рассмотрены нормативные акты, которые регулируют процессы эксплуатации общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН). Описаны основные функции и аспекты работы в этой системе. Также проведен анализ основных недостатков и перспектив дальнейшего развития автоматизированной системы.
Ключевые слова:
МЧС России, цифровизация, ОКСИОН
Необходимость цифровой трансформации МЧС (Министерства по чрезвычайным ситуациям) становится все более актуальной в современном мире. В условиях быстрого развития технологий и увеличения частоты и разнообразия чрезвычайных ситуаций, цифровая трансформация становится необходимым шагом для обеспечения эффективной работы МЧС.Одной из главных причин необходимости цифровой трансформации МЧС является увеличение объема информации, которую необходимо обрабатывать и анализировать в случае чрезвычайных ситуаций. Современные технологии позволяют собирать и обрабатывать большие объемы данных в режиме реального времени, что значительно повышает эффективность работы МЧС [1]. Кроме того, цифровая трансформация позволяет улучшить координацию и взаимодействие различных служб МЧС. Благодаря использованию современных цифровых инструментов, возможно оперативно обмениваться информацией и координировать действия при чрезвычайных ситуациях, что способствует более эффективному и быстрому реагированию на происшествия.Также цифровая трансформация МЧС позволяет повысить уровень безопасности и защиты населения. Современные технологии позволяют создавать системы мониторинга и предупреждения о возможных чрезвычайных ситуациях, а также обеспечивать более точное и быстрое реагирование на них.В целом, цифровая трансформация МЧС является необходимым шагом для обеспечения эффективной и оперативной работы в условиях современного мира. Она позволяет повысить эффективность и безопасность деятельности МЧС, а также улучшить координацию и взаимодействие различных служб. Поэтому внедрение цифровых технологий в работу МЧС является важным и неотложным заданием для обеспечения безопасности и защиты населения [2].В 2011 году МЧС России приняло решение о введении в эксплуатацию ОКСИОН - общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций. Эта система предназначена для информирования и подготовки граждан в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и охраны общественного порядка. Она была введена в эксплуатацию на основании приказа МЧС России от 3 мая 2011 года N 259 и в настоящее время действует с изменениями от 15 августа 2017 года N 344. Целью ОКСИОН является обеспечение информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в случае чрезвычайных ситуаций [3].ОКСИОН базируется на специализированных технических средствах, включающих в себя стационарные терминальные комплексы (ТК), размещенные в местах массового пребывания людей на улице (ПУОН) и внутри зданий (ПИОН), а также мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН) на базе автомобильных шасси различной проходимости. Информационные центры (ИЦ) представляют собой комплекс программно-технических средств, обеспечивающих управление ТК и мониторинг обстановки в местах их размещения. В состав ИЦ входят телекоммуникационное и серверное оборудование, а также автоматизированные рабочие места операторов и системы отображения информации. Все компоненты ОКСИОН объединены в единую телекоммуникационную сеть [3].Создание объектов ОКСИОН осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации" (действовала в период с 2006 по 2015 годы). В этот период за счет средств федерального бюджета создано 628 терминальных комплексов, из них 108 ПУОН и 520 ПИОН, а также закуплено 32 МКИОН [4].С начала 2015 года не было проведено приобретение стационарных терминальных комплексов из-за значительного повышения цен на оборудование и более строгого регулирования вопросов размещения уличных цифровых информационных конструкций [4].К настоящему времени более 98% оборудования ТК ОКСИОН эксплуатируется более 9 лет. Длительные сроки и тяжелые условия эксплуатации, отсутствие плановых мероприятий по обновлению компонентной базы приводят к росту числа отказов. Основными неисправностями являются выход из строя светодиодных экранов ПУОН и систем отображения информации ПИОН, запасные части к которым уже не выпускаются или не совместимы с имеющимися устаревшими системами.Активное изменение точек притяжения населения в городской среде, большое число более современных и привлекательных рекламных конструкций существенно снизило эффективность применения стационарных ТК ОКСИОН.Технология создания стационарных ТК ОКСИОН требует выполнения проектно-изыскательских работ на конкретном объекте или месте размещения, привязки к сетям связи и электропитания. С учетом этого стоимость создания стационарных ТК ОКСИОН и затраты на их последующее содержание становятся достаточно высокими.Потенциал масштабирования ОКСИОН и ее технический ресурс фактически исчерпаны.ОКСИОН - это проект, который был создан и развивался в соответствии с уже изученными и применяемыми подходами, исследованиями и проектными работами. Однако, с появлением новых цифровых рекламных платформ, принадлежащих коммерческим организациям, эффективность ТК ОКСИОН значительно снизилась, так как она не может конкурировать с более современными системами в привлечении внимания населения. С развитием цифровых каналов коммуникаций, доступных для населения через интернет и мобильные устройства, необходимо быстро адаптировать средства для передачи экстренной информации, чтобы обеспечить их высокую эффективность. Однако, из-за невозможности использования передовых технологий, таких как искусственный интеллект и интерактивное взаимодействие, в рамках существующих технических решений ОКСИОН, развитие системы замедляется. Таким образом, на данный момент указанные подходы устарели и требуют пересмотра [3,5].Для дальнейшего развития ОКСИОН в 2024г была разработана специальная концепция.Концепция развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - Концепция) разработана в соответствии с абзацем седьмым частью 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и абзацем двадцать четвертым подпункта 3 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 [3,6].Для обеспечения связи и информирования населения в районах с поврежденной инфраструктурой связи и электропитания используются МКИОН - мобильные комплексы информационно-оповещения населения. Эти комплексы имеют возможность передавать аудио- и визуальную информацию, доставляя ее до населения в зоне чрезвычайной ситуации.Современные образцы МКИОН, которые приняты на вооружение МЧС России, оборудованы передовыми средствами связи и оборудованием, позволяющим принимать сигналы цифрового телевидения и транслировать видеосигналы от беспилотных летательных аппаратов. Это значительно повышает эффективность их использования в различных ситуациях, связанных с чрезвычайными ситуациями не только природного характера.Опыт применения МКИОН показал их высокую эффективность в зонах чрезвычайных ситуаций и территориях, пострадавших от стихийных бедствий. Различные сценарии их использования были успешно раскрыты, что подтверждает необходимость их наличия в арсенале МЧС России.Важным шагом в развитии МКИОН является формирование системы жизненного цикла, которая включает в себя оснащение территориальных органов МЧС России современными образцами техники, техническое обновление и ремонт ранее поставленных комплексов с учетом импортозамещения. Это позволит обеспечить надежность и эффективность МКИОН в будущем и рассматривать их как часть мероприятий по развитию общегосударственной системы информационно-оповещения населения.В период с 2022 по 2024 год МЧС России провело обновление мобильного приложения " МЧС России", с целью распространения информации о возможных и происходящих чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах для обеспечения безопасности населения и территорий, а также о методах защиты и проведении пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В результате обновления был изменен дизайн приложения, улучшена адаптация под различные устройства, оптимизирована навигация и добавлена функция получения экстренных сообщений от органов РСЧС.За период с 2023 по 2024 годы через приложение было отправлено более 10,5 тысяч сообщений с экстренной информацией, что является важным шагом в обеспечении безопасности населения и территорий [3].В условиях быстроменяющегося мира, где каждая секунда может оказаться критической, важность своевременной и доступной экстренной информации невозможно переоценить. Использование современных технологий позволяет не только оперативно распространять информацию, но и адаптировать её под индивидуальные потребности каждого человека.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Жарков М.А., Маер О.М. ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 1043 - 1049. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18008 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*