'
Жарков М.А., Маер О.М.
РОЛЬ МЧС В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЧС *
Аннотация:
кратко освещено создание системы пожарной безопасности в России. Рассмотрены актуальные вопросы, связанные с полномочиями МЧС России, место данного государственного органа в системе Федеральных органов исполнительной власти. Освещены текущие результаты исполнения Ведомственной программы цифровой трансформации МЧС России на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Уделяется внимание проблемным вопросам в работе сотрудников МЧС, а также проблемным вопросам работы системы в целом.
Ключевые слова:
пожарная безопасность, полномочия, профилактика нарушений, сотрудники, нормативные документы
Пожарная служба на территории России появилась в конце XV века при Иване III. В 1504 г. формируются и публикуются противопожарные правила, которые были распространены на всю Россию. При Петре I образуется пожарная повинность. В связи с малочисленность и слабым оснащением пожарная охрана в период революции перестала справляться с возложенными на нее задачами. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России» [1,2].С течением времени, ситуация менялась, появлялись новые вызовы и угрозы.На данный момент МЧС России является основным органом, осуществляющим управление в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствующей области [3].Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [4].Рассмотрим основные полномочия МЧС России.Так в пределах своей компетенции МЧС России публикует правовые акты в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах. В полномочия МЧС России входит «создание, реорганизация и ликвидация в рамках установленного порядка учреждений и организаций, которые находятся в ведении МЧС России, создание межведомственных координационных и совещательных органов на представительской основе, а также иных коллегиальных органов для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России. В пределах своих полномочий МЧС России осуществляет проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к реализации мероприятий по гражданской обороне, реализует проверки по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» [4].К полномочиям МЧС России относятся:- «осуществление деятельности за рубежом согласно установленному порядку, - осуществление федерального государственного пожарного надзора и государственного надзора в области гражданской обороны,- проведение проверок по осуществлению федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России,- осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочий собственника в отношении федерального имущества, принадлежащего территориальным органам МЧС России и организациям, находящимся в ведении МЧС России,- запрос и получение необходимых материалов и информации по вопросам, которые относятся к компетенциям МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций,- заключение с международными и неправительственными организациями договоров, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи» [4].В рамках реализации программы в период до 2030 года реагирующие подразделения МЧС России получат порядка 5 тысяч единиц пожарной техники, около 10 тысяч единиц специальной техники, 33 единицы авиационной техники и 74 единицы спасательной техники.Некоторые задачи программы:К 2030 году доля новой спасательной техники должна составить не менее 81%, а пожарных автомобилей — не менее 56%.Особое внимание будет уделено совершенствованию экипировки и снаряжения пожарных и спасателей, в том числе с учётом климатических и других особенностей регионов.Планируется развить учебно-материальную базу подготовки сотрудников МЧС, прежде всего горноспасателей.На реализацию программы до 2030 года выделяются значительные средства — почти 190 миллиардов рублей. [5]Как мы видим, государство активно помогает работе ведомства, увеличивая финансирование, способствует обучению новых сотрудников, однако, тем не менее, на данный момент, существует значительный дефицит кадров. В связи с этим, каждый сотрудник вынужден выполнять большой объем работы.Рассмотрим результаты на 2024г.:1. В отношении 90% целей государственных услуг МЧС России обеспечена возможность их получения без необходимости личного посещения подразделения, оказывающего государственную услугу.2. Утверждена и внедрена система показателей оценки эффективности и результативности инспекторов, осуществляющих выполнение контрольно-надзорных функций.3. Обеспечено информирование и доведение рекомендаций для населения по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием цифровых технологий в отношении 27 миллионов человек (результат представлен нарастающим итогом).4. В отношении 50% наблюдаемых объектов точность прогноза вероятных зон затопления населенных пунктов увеличена в 10 раз.5. Обеспечен цифровой информационный обмен при осуществлении межведомственного взаимодействия в цифровом виде в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с 5-ю ведомствами и организациями.6. Доля оснащенности должностных лиц обновленными АРМ с установленным отечественным программным обеспечением составляет 65%.7. Доля аттестованных по требованиям информационной безопасности к защите обрабатываемых персональных данных АРМ, оснащенных отечественными программными продуктами, составляет 59%.8. Доля доступности информационных систем специальной деятельности, применяемых в работе ведомства 99,9%.9. Количество пользователей ИС МЧС России (должностных лиц ведомства), использующих средства электронной подписи, достигло 100%.10. Доля должностных лиц МЧС России, участвующих в цифровой трансформации и прошедших обучение в области ИБ, составила 21% [7].Подводя итог, хотелось бы сказать, что роль МЧС России в сфере обеспечения безопасности невозможно переоценить, как невозможно переоценить роль каждого сотрудника.Для успешного развития системы в будущем, необходимо особое место уделить кадровой политике. Не только привлечению и обучению новых сотрудников, но и повышению эффективности работы с помощью развития и все большего внедрения цифровизации, на фоне все возрастающего документооборота.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Жарков М.А., Маер О.М. РОЛЬ МЧС В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЧС // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 1050 - 1055. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18009 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*