'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 201

Просмотры  14 просмотров

Савченко Е.А., Павлова О.А.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования управления учреждений культуры. Отмечается, что учреждения культуры получают реальную экономическую свободу и в позитивном, и в негативном смысле. Позитивная сторона проявляется в том, что они отстаивают собственный вариант хозяйственной и культурно-досуговой деятельности, а отрицательная — в том, что зачастую финансовой помощи от местных властей практически нет. В связи с этим сама сфера культуры требует скорейшего реформирования.   

Ключевые слова:
местное самоуправление, культура, культурная деятельность, учреждения культуры   


Культурная сфера является одной из ключевых составляющих государства. Деятельность в области культуры в нашей стране признается неотъемлемым правом каждого гражданина. Для более ясного понимания понятия "культура" можно определить ее как универсальный способ творческой самореализации человека, через придание смысла, стремление к осмыслению и утверждению смысла человеческой жизни в контексте ее соотнесения со смыслом сущего.Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регулировать значительную часть государственных дел и управлять ими в рамках закона, соблюдая свою компетенцию и действуя в интересах местного населения.В Конституции РФ четко определены принципы локализации и способы осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции, местное самоуправление действует на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, а также на внутригородских территориях городов федерального значения. Важно отметить, что в городских округах, в соответствии с законами субъекта РФ, местное самоуправление может также быть осуществлено на территориях внутригородских районов. Проблема организации и функционирования культурных учреждений в малых городах представляет особую актуальность, поскольку именно здесь проживает большинство населения. Жители городских поселений находятся в более тесном контакте друг с другом, что способствует развитию неформальных сообществ и мест для проведения досуга. Поэтому поиск новых форм культурной деятельности и ее организации в городских поселениях становится все более важным. Особую значимость приобретает необходимость в разработке новых правовых механизмов для регулирования работы домов культуры в таких местах.Отметим, что эффективное местное самоуправление невозможно без управления процессами, которые имеют общественное значение. Муниципальное управление является неотъемлемой составляющей местного самоуправления, подтверждая его социальный характер. Культурная сфера играет ключевую роль в этом процессе и требует адекватного правового регулирования со стороны государственных органов.Органы местного самоуправления должны создавать условия для доступного художественного образования и эстетического воспитания, а также поощрять граждан к занятиям ремеслами, любительским искусством, самообразованию и культурному развитию. Для этого необходимо развивать и поддерживать специальные организации и учреждения.В прошлом обществе было множество моральных и нравственных ограничений для культурных учреждений, но сегодня мы сталкиваемся с ограничениями финансового характера. В советский период сфера досуга и свободного времени претерпела радикальные изменения, став объектом государственного регулирования и культурной политики, при этом этические и религиозные аспекты были отодвинуты на задний план. В настоящее время нет препятствий для разнообразных форм досуга, за исключением финансовых.В результате приобретения экономической независимости и расширения полномочий местного самоуправления происходят изменения в сфере культурно-досуговой, правовой, экономической, хозяйственной и финансовой деятельности. Учреждения культуры обретают реальную экономическую свободу, что имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительная сторона заключается в возможности развивать собственные формы хозяйственной и культурно-досуговой работы, в то время как отрицательная сторона заключается в ограниченной финансовой поддержке со стороны местных властей.Эта проблема не связана с коррупцией и другими отрицательными явлениями нашего времени, а заключается в недостаточной правовой базе. Основой сохранения и развития отечественной культуры является целый комплекс законов Российской Федерации, ведущую роль среди которых играет Федеральный закон «Об основах законодательства РФ о культуре». Особенность финансирования культуры заключается в том, что государственное финансирование должно гармонично сочетаться с средствами, полученными от коммерческой деятельности учреждений культуры.Значительная часть затрат на культурные мероприятия в малых городах покрывается за счет средств бюджета, полученных из доходов от продажи билетов на спектакли и другие мероприятия. Согласно действующему законодательству, государство обязуется обеспечивать доступность культурной деятельности и ценностей для граждан. Однако, в реальности, в малых городах часто существует проблема отсутствия должной поддержки со стороны государства по отношению к учреждениям культуры.Правовая и экономическая самостоятельность учреждений культуры изменяет взаимоотношения как среди их сотрудников, так и с посетителями. Определение форм и методов организации культурной деятельности становится важным вопросом, который решается внутри коллектива учреждения.В сфере культуры особое значение имеет социо-культурный "суверенитет", который подчеркивает уникальность и самобытность каждого местного сообщества. Как отмечает С. В. Королев, социо-культурный "суверенитет" заключается в праве каждого муниципального образования сохранять свои этно-культурные, профессиональные и ремесленные традиции, а также создавать новые.Местное самоуправление играет важную роль в развитии культурной сферы. Оно обладает следующими полномочиями в этом направлении:1. Организация культурных мероприятий и фестивалей для поддержания и продвижения культурного наследия местности.2. Поддержка и финансирование культурных учреждений, таких как музеи, библиотеки, театры и выставочные залы.3. Проведение культурно-просветительской работы среди населения, в том числе организация культурно-образовательных программ и мастер-классов.4. Содействие в развитии творческих индустрий и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства.5. Содействие в сохранении и защите культурного наследия местности, включая памятники архитектуры и исторические места.Таким образом, местное самоуправление активно взаимодействует с культурной составляющей, способствуя сохранению и развитию культурного потенциала местного сообщества.- Обеспечение возможностей для организации досуга и предоставления жителям поселения услуг в области культуры;- Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, принадлежащих поселению или городскому округу, а также охрана объектов культурного наследия местного значения на территории поселения;- Поддержка развития местного народного творчества, участие в возрождении и сохранении художественных народных промыслов в муниципальных образованиях.Проблема финансирования домов культуры в муниципалитетах была освещена во многих исследованиях. Например, М.В. Чистов и Н.В. Демин в своей статье провели анализ существующей системы финансирования учреждений культуры в России, выявили сложности и предложили возможные пути их решения.На сегодняшний день актуальной является необходимость разработки конкретных стратегий для организации работы культурных учреждений. Из этого следует, что малые города нуждаются в разнообразной деятельности учреждений культуры, компенсирующей отсутствие других культурных объектов и учреждений искусства в небольших населенных пунктах.В сфере деятельности культурных учреждений малых городов России требуются значительные изменения, касающиеся правовых, хозяйственных и культурно-досуговых аспектов. Осмысливая текущую ситуацию, можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы:1. Реализация инновационной модели организации дифференцированной и многогранной деятельности культурных учреждений на законодательном уровне. Эта модель предполагает предоставление населению широкого спектра услуг по организации досуга в рамках одного учреждения. Такое утверждение позволит эффективнее использовать человеческие и материальные ресурсы для улучшения воспитательной, педагогической и культурно-досуговой работы учреждений культуры.Принятие закона, направленного на повышение значимости учреждений культуры в малых городах для улучшения реализации культурных прав граждан, является необходимым шагом. Важно также провести модернизацию устаревших элементов культурной инфраструктуры, включая внедрение современных технологий в работу домов культуры. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что одним из ключевых аспектов местного значения является развитие, возрождение и сохранение художественных народных промыслов в поселениях. Также необходимо активно работать над популяризацией, использованием и сохранением объектов культурного наследия местного значения на территории поселений. Для обеспечения жителей поселений культурными услугами необходимо скорейшее реформирование системы культурных организаций.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Савченко Е.А., Павлова О.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 1186 - 1192. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18031 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18031



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.