'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  79 просмотров

Пелипейченко О.В., Гарипов Р.С.

  


СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ГАРАНТ ДОСТОЙНОГО БУДУЩЕГО *

  


Аннотация:
Так сложилось, что именно государство взяло на себя обязанность заботиться о своих самых незащищенных гражданах. В статье речь пойдёт о социальной помощи, которую государство оказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Посредником в этом выступают органы социальной защиты, которые одновременно становятся также и гарантом предоставления различных льгот нуждающимся. Роль их огромна, поскольку только при гармоничном развитии ребенка из него вырастет достойный гражданин для государства   

Ключевые слова:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, органы социальной защиты, льготы и гарантии, законодательство о семье, образование, здравоохранение   


Каждый ребенок нуждается не только в любви и заботе своих родителей, но и в материальном обеспечении, качественном образовании, достойном медицинском обслуживании. Нормальные родители всегда будут стараться дать своим детям максимально самое лучшее или хотя бы жизненно необходимое, часто при этом отказывая себе во всем. Также они старательно следят, чтобы права их детей не нарушались. К сожалению, в жизни случается так, что дети по какой-либо причине остаются без родительского попечения. В этом случае заботу о них берёт на себя государство. Компетентными органами создаются специальные социальные программы, цель которых - защита интересов маленьких граждан, оставшихся без родительской защиты и опеки. На законодательном уровне защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется целым рядом нормативных актов. В первую очередь, это Конституция РФ, а также ряд федеральных законов, таких как Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Кроме того, отдельные статьи, посвященные данному вопросу, содержатся в Гражданском и Жилищном кодексах. Дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети-сироты являются представителями самой незащищенной социальной группы населения. В связи с этим им требуется особая поддержка, которую может обеспечить государство. Как уже упоминалось выше, правовая поддержка такого социального слоя регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанном правовом акте содержится исчерпывающий список лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки и льгот от государства. Субъектам федерации также делегировано право на разработку и реализацию мер региональной поддержки с учетом особенностей того или иного региона. Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотрена в материальном и нематериальном видах. Материальный вид включает в себя обеспечение бесплатным проживанием в учреждениях (интернат), одеждой, питанием, предметами обучения, определенные средства для устройства жизни. Кроме того, предусмотрено предоставление жилья после выпуска из социального государственного учреждения, а также бесплатный проезд во всех видах транспорта. Нематериальный вид социальной помощи также весьма широк и предполагает под собой льготы в сфере получения высшего, среднего-профессионально или средне-специального образования, право на льготное медицинское обслуживание, приоритет при трудоустройстве и т.д. Однако для того, чтобы ребёнок-сирота, а также ребенок, оставшийся без попечения родителей, мог чувствовать себя защищённым не только в материальном, но и в духовном плане, необходимо понимать, что у него имеются и личные права, предусмотренные, в первую очередь, Конституцией РФ, а также другими законодательными актами. В первую очередь это касается права на уважение собственного достоинства, права на защиту от злоупотребления со стороны опекуна (попечителя), в случае, если ребенок находится под опекой (попечительством). Также он имеет право на проживание в семье опекуна (попечителя). При этом ребенок имеет право на выражение своего мнения в решении вопросов, затрагивающих его непосредственные интересы. И что самое главное, на мой взгляд, он имеет право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счёт средств, выделяемых государством. В настоящее время полноценное и гармоничное развитие личности невозможно без качественного образования. В соответствии с указанным выше Федеральным законом № 159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Также закон предусматривает для льготной категории учащихся право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные заведения  на бесплатной основе при условии, что они имеют оконченное основное общее или среднее общее образование. Кроме того, такие дети, имеют право на бесплатное получение второго начального профессионального образования. В качестве дополнительной льготы им в обязательном порядке предоставляется академический отпуск в случаях медицинских показаний, который сохраняет полное государственное обеспечение на весь период такого отпуска, и что не маловажно, с выплатой стипендии в полном объеме. Таким образом, государство заботится, чтобы дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей, в период обучения, нив чем не нуждались, а смогли получить образование и дальше строить свою жизнь. Полное государственное обеспечение предполагает также бесплатное питание, проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатную одежду и обувь, повышенную стипендию, независимо от оценок; ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также, получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. Помимо льгот и гарантий в сфере образования, дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, получают помощь со стороны государства и в других сферах жизни – здравоохранение, трудоустройство, жилищная политика. И во всех этих сферах обязательно присутствуют органы социальной защиты, которые в своем лице представляют государство, а также региональную власть. Делая вывод, необходимо отметить, что на органы социальной защиты возлагается ответственная и очень непростая миссия – сделать так, чтобы такие дети ни в коем случае не чувствовали себя ущербными, в чем-то ущемленными, хотя бы в материальном плане, поскольку заменить семью и семейные отношения будет очень сложно, практически невозможно.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Пелипейченко О.В., Гарипов Р.С. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ГАРАНТ ДОСТОЙНОГО БУДУЩЕГО // Вестник науки №6 (15) том 4. С. 205 - 209. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1806 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1806



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.