Зорилэ М.М. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 4
  4. Научная статья № 46

Просмотры  30 просмотров

Зорилэ М.М.

  


ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

  


Аннотация:
Повышение уровня финансовой грамотности населения становится одной из актуальных задач развития современного общества. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому, целью нашего исследования является исследование характеристик программ повышения финансовой грамотности населения с точки зрения их результативности   

Ключевые слова:
финансы, финансовая грамотность, поведенческие финансы, современное общество, национальные программы, финансовые институты, население, финансовая система   


Введение. Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения [1]. По мнению авторов Земцова А.А. и Осиповой Т.Ю. финансовую грамотность можно рассматривать в широком смысле, как представление о системе финансовых знаний, а в узком – следует говорить о финансовой грамотности домохозяина, которая носит прикладной характер и включает знания о финансовых институтах и инструментах по отношению к финансам своего домашнего хозяйства [2]. Для повышения уровня финансовой грамотности правительства многих стран реализуют национальные программы финансового образования населения. Такие программы есть в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Польше, других странах [4]. Опыт зарубежных стран показал высокую эффективность именно государственно-частного партнерства в реализации программ повышения финансовой грамотности. Министерством финансов РФ в 2011 году также был запущен проект «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [8] . В России также разработаны программы Банком России, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Международной конфедерацией обществпотребителей и др. [5]. Повышение финансовой грамотности является также одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6]. Анализ показал, что основными организационными формами повышения финансовой грамотности населения в РФ являются программы взаимодействия различных организаций и институтов с целевыми группами населения [7], взаимодействие которых осуществляется через включение финансового образования в общее и дополнительное образование, таких как: − лица школьного возраста и молодежь; − взрослые с низким и средним уровнем дохода. Мы выделили две категории институциональных форм образовательных услуг в этой сфере: − обучающееся сообщество; − взаимодействие индивида с обучающей организацией. Первая категория предусматривает повышение финансовой грамотности целевых групп через взаимодействие с обучающей организацией. Вторая - предполагает самостоятельное обучение. Формами участия государства в программах повышении финансовой грамотности населения являются: прямое финансирование программ и их выборочный аудит. Основным способом начального отбора таких программ является интернетрейтинг, в силу его доступности и эффективности. «Финансовую грамотность, являющуюся результатом этого процесса, называют сочетанием как осведомленности, знаний, умений, так и отношения и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном  итоге для достижения финансового благосостояния» [5]. Это определение ясно показывает, что реализация финансового образования должно быть основано на двух принципах: доступность финансового образования и качество программ финансового образования. Именно на их достижение направлены программы: - «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», реализуемая Министерством финансов РФ совместно с МБРР. - «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности». Программы должны обеспечивать доступность и качество образования, поэтому необходимо проводить их контроль путем оценки их результативности. При этом, выделяют два уровня оценки: - оценка влияния осуществления стратегии финансового образования на повышение финансовой осведомленности населения; - оценка релевантности содержания программ финансового образования. Первый уровень оценки проводится в масштабах всей страны в соответствии с рекомендациями ОЭСР и учитывает степень вовлеченности регионов в программу повышения финансовой грамотности, обеспеченность образовательными ресурсами, общий уровень финансовой образованности населения, цели и тематику образовательных программ в стране. Для проведения оценки определяются ответственные лица, ключевые индикаторы, цели, методы и способы оценки. По результатам оценки этого уровня проводится корректировка национальной стратегии, вырабатываются рекомендации по изменению образовательных программ, методик обучения. Второй уровень оценки проводится либо организациями, осуществляющими обучение (внутренняя оценка), либо заинтересованными сторонами или независимыми организациями (внешняя оценка). 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зорилэ М.М. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ // Вестник науки №6 (15) том 4. С. 250 - 254. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1815 (дата обращения: 01.12.2022 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2019