'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 5
  4. Научная статья № 8

Просмотры  103 просмотров

Репин А.Е.

  


К ВОПРОСУ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА РЫНКЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена статистика изменения розничных цен на рынке моторного топлива в РФ, проанализирован механизм ценообразования данном рынке, изучена его структура и состав, предложены мероприятия по разрешению сложившейся ситуации на данном рынке   

Ключевые слова:
розничный рынок автомобильного топлива, вертикально-интегрированная компания, независимые сети АЗС   


В настоящее время на внутреннем топливном рынке Российской Федерации складывается тенденция к долговременному и устойчивому росту цен на бензин и дизельное топливо, а также другие продукты нефтепереработки. Подобная тенденция в ближайшие годы может привести к повышению стоимости перевозок, а как следствие существенному росту оптовых и розничных цен на большинство товаров потребления. С течением времени темпы изменения цена на отечественном рынке автомобильного топлива носили стабильный характер, однако в 2018 году динамика сильно ухудшилась. В 2014-2015 гг. цена за литр бензина евро класса АИ 95 составляла порядка 32,55-36,65 руб. за литр, АИ 92 – 29,55-32,92 руб., дизельного топлива 33,01- 34,81 руб. за литр соответственно. Средние темпы роста цен в этот промежуток порядка 5,4-12,4% в год на разные виды автомобильного топлива. В течение 2015, 2016 и 2017 года темпы находились в пределах от 7,8% до 9,3%.С начала 2017 года и по конец 2018 цены на бензин АИ – 92 выросли на 29,5%, АИ – 95 на 28,6%, на дизтопливо рост составил около 20% за год. С начала апреля 2018 года по июнь наблюдается взрывная динамика [4] . Множество экспертов, в том числе Федеральная антимонопольная служба, связывают подобные изменения в ценовой политике с влиянием крупных вертикальноинтегрированных компаний (ВИНК), которые задают динамику на рынке и вынуждают независимых поставщиков следовать их ценовой политике. По оценкам ФАС всего в России порядка 15000 АЗС в различных регионах и около 40% из них контролируют ВИНК, 60% - независимые компании. По показателю пролива (количеству топлива, проданному через одну АЗС) доля в продажах больше у сетей крупных холдингов – порядка 60%. Лидерами сетевого рынка АЗС на 2018 год являются: «Роснефть» (2897 заправок), «ЛУКОЙЛ» (2630), «Газпром нефть», (1357). Совокупная численность АЗС «Газпром» и «Газпром нефть»- 2089 заправок. [2]. Согласно данным из годовых отчетов ведущих компаний, лидерами по объему поставок нефтепродуктов на внутренний рынок являются: «Газпром нефть» (26,5 млн. тонн.), «Роснефть» (11,7 млн. тонн), «ЛУКОЙЛ» (10,1 млн. тонн) [3]. По оценкам российского топливного союза в цене бензина АИ-92 большую часть занимает доля налогов, однако в сравнении с 2016 годом прирост цены за счет роста всех налогов составил около 6 руб./литр. В том числе НДПИ - 3,39 руб./литр, акцизов на бензин - 0,83 руб./литр, НДС и прочих налогов – 1,77 руб./литр. Расходы на переработку и транспортировку выросли на 0,91 руб./литр, прибыль в оптовом звене выросла на 6,29 руб./литр. Себестоимость добычи сырья снизилась на 2,15 руб./литр. В розничном звене в 2018 году наблюдается убыток (-3,87) руб./литр [0]. Если рассматривать структуру цены с точки зрения получения предприятием прямогонного бензина для переработки, то оказывается, что доля налогов не такая большая, а в цене бензина пятого класса преобладает надбавка в оптовом и розничном сегменте. Согласно данным «Росстата» в цене бензина пятого класса АИ-92 стоимость сырья также наибольшая – 42%, велика доля налогов – 33% (включая акцизы на прямогонный бензин, НДС на разных этапах реализации и прочие налоги). Стоимость переработки небольшая – 7%, однако надбавка в оптовом и розничном звене около 17%, это практически в 2 раза выше, чем в США [4] Следовательно, независимо от того, какого метода определения цен придерживаются нефтеперерабатывающие компании, многие составляющие определены государством [1, с. 86].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Репин А.Е. К ВОПРОСУ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА РЫНКЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (15) том 5. С. 47 - 50. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1865 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1865



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.