'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 5
  4. Научная статья № 14

Просмотры  151 просмотров

Казаков А.С., Середа И.М.

  


ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются некоторые вопросы квалификации уклонения от уплаты налогов   

Ключевые слова:
налоговые преступления, уклонение от уплаты налогов, квалификация   


В уголовном праве под квалификацией преступлений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой. Правильная квалификация способствует реализации основных принципов уголовной ответственности, выступает гарантом обеспечения прав участников судопроизводства. Многочисленные научные дискуссии и отсутствие единообразной практики применения норм об ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов обусловливают необходимость рассмотрения вопросов их квалификации. [1, с. 327]. За нарушение налогового законодательства физическое лицо может быть привлечено к уголовной, административной или налоговой ответственности, в то время как юридическое лицо может привлекаться к административной или налоговой ответственности. В случаях, когда юридическое лицо умышленно уклоняется от уплаты налогов, сборов и в определенных случаях страховых взносов, уголовной ответственности подлежат сотрудники, а именно - лицо, по чьей вине организация не перечисляет налоги и сборы, и лицо, которое подписывает отчётную документацию данной организации, действия которых следует квалифицировать по ст. 199 УК РФ. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» к таким лицам могут быть отнесены: руководитель организации-налогоплательщика или исполняющий обязанности руководителя, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) или лица, которые фактически исполняли их функции, а так же иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий [2, с. 43]. Лицо, организовавшее совершение преступления либо склонившее к его совершению руководителя, бухгалтера или иных сотрудников этой организации, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., подлежит уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ со ссылкой на ст. 33 УК РФ. При условии договоренности о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, действия лиц надлежит квалифицировать по пункту "а" части второй ст. 199 УК РФ. Вместе с этим постановление Пленума уточняет, что в отношении лиц, которые, осуществляя руководство несколькими организациями, уклоняются от уплаты налогов в каждой из них, преступные действия будут квалифицироваться по совокупности. В ситуациях, когда должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления участвуют в преступном сговоре и при этом в их действиях присутствует корыстная или личная заинтересованность, то им предъявляется обвинение за совокупность преступлений, предусмотренных ст. 199 и ст. 285 или 292 УК РФ. Квалифицирующий признак состава преступления по ст. 199 УК РФ, который входит в диспозицию данной нормы – это суммы крупного и особо крупного размеров уклонения, которые значительно выше, чем в ст. 198 УК РФ (Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов). В первую очередь это связано с возможным получением больших доходов, значительными материальным ресурсами на балансе предприятий, а, следовательно, и с большими суммами налогов, которые по сравнению с плательщиками – физическими лицами или индивидуальными предпринимателями необходимо уплатить компаниям. Так, крупным размером для ст. 198 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2 млн. 700 тыс. руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 4 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 13 млн. 500 тыс. руб. Крупным размером для ст. 199 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн. руб., если доля неуплаченных налогов и (или) сборов более 25% подлежащих к уплате сумм или более 15 млн. руб. в абсолютном выражении. А уклонением от уплаты налогов в особо крупном размере, считается недополучение государством более 15 млн. руб. если доля неуплаченных налогов и сборов более 50% подлежащих уплате либо же сумма более 45 млн. руб.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Казаков А.С., Середа И.М. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ // Вестник науки №6 (15) том 5. С. 77 - 82. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1871 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1871



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.