'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 56

Просмотры  88 просмотров

Константинова К.Е., Таганов А.Т., Тапилин И.С.

  


РОЛЬ И ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТЫХ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА *

  


Аннотация:
данная статья исследует роль, влияние и проблематику института понятых в странах постсоветского пространства, в частности, их участие в уголовном судопроизводстве, а также отражение норм законодательства, регулирующих их отношения.   

Ключевые слова:
понятые, правовой статус, УПК, следственные действия   


В нынешних реалиях многие ученые, юристы, правоведы и законотворцы пытаются создать такие правила расследования преступлений, которые способны обеспечить объективность в рамках производства по уголовному делу, а также всестороннее установление обстоятельств преступления. Одним из средств достижения обозначенной цели является привлечение незаинтересованных и независимых наблюдателей, то есть понятых, которые удостоверяют ход и содержание производимых процессуальных действий.Впервые участие понятых в уголовном судопроизводстве предусматривалось в Соборном уложении 1649 г., в котором уголовный процесс еще не был отделен от гражданского. В тексте Уложения сказано, что проигравшая сторона может “соблазниться подправить руку правосудия” путем фальсификации документов при помощи судебных работников. Уложение определяло понятых как посторонних людей, кому можно верить: “сторонний люди, добрые, кому можно верити”. [1]Однако само понимание об институте “понятых” менялось. За многовековую историю было принято достаточно много нормативных актов, которые регулировали или хотя бы упоминали об этот институте:Артикул воинский 1715 г.,Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.,Устав уголовного судопроизводства 1864 г.,Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г.,Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1961 г.,Уголовно-процессуальный кодекс БССР 1960 г.,Уголовно-процессуальный кодекс Казахской ССР 1959 г.,Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской ССР 1960 г.,и другие.В тоже время эти акты утрачивали силу, потому что характер, понимание и в целом взгляды на институты права менялись, следовательно, появлялись пробелы, которые нужно было решить. На данный момент стоит поднять только один вопрос: “Существует ли проблематика понятых в странах постсоветского пространства?”Россия.В Российской Федерации существует институт понятых. Так ч. 1 ст. 60 УПК РФ фиксирует определение, в соответствии с которым: “понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия”. [10]Если провести анализ ч. 1 ст. 60 УПК РФ, то в ней определяется роль понятого как не заинтересованного в исходе уголовного дела лица, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов. Рассматривая ч. 2 ст. 60 УПК РФ, можно сделать вывод о том, что устанавливается ряд категорий лиц, которые не могут быть понятыми, также действует в системной связи с ее частью первой и потому не предполагает возможность привлечения в качестве понятых любых – включая не указанных в ней – лиц, так или иначе заинтересованных в исходе уголовного дела. В иных случаях наблюдалось бы несоответствие принципам уголовного процесса, тем самым подвергая сомнению объективность и беспристрастность лиц, участвующих в подтверждении факта проведения, хода и содержания следственных действий, а, следовательно, и достоверность информации, полученной в результате их проведения.[12]Ряд ученых связывают сохранение института понятых в российском уголовном процессе, прежде всего, с недоверием к следователю, с постоянной необходимостью контроля над ним, в том числе со стороны посторонних лиц. [6]Необходимо отметить тот факт, что УПК РФ устанавливает также такие требование к понятым, как:совершеннолетие, то есть достижения возраста 18 лет,не является участником уголовного судопроизводства, а также близким родственником и родственником самого участника,не является работником органа исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. [10]С учетом того, что указанный перечень требований является закрытым, то стоит отметить, что лица без гражданства, иностранные граждане и лица с двойным гражданством имеют права стать понятыми.Некоторые ученые предлагают предъявлять к понятым в качестве требования наличие гражданства РФ, аргументируя это тем, что может возникнуть проблема последующего вызова понятого для дачи показаний в качестве свидетеля, поскольку человек может находиться за границей. [5]Закон ничего не предусматривает об ограниченно дееспособных граждан. Указанный тезис для некоторых ученых является проблемным, поскольку ч. 2 ст. 81 УПК Республики Казахстан устанавливает такое требование к понятому, как способность полно и правильно воспринимать происходящие в его присутствии действия.[9] В некоторых публикациях отмечается, что норма сходного содержания должна быть закреплена в ст. 60 УПК РФ.Закон четко фиксирует права понятых, однако нет четкого списка обязанностей. По факту, если трактовать ч. 4 ст. 60 УПК РФ понятой лишь обязан:явиться по вызову дознавателя, следователя или суда,не разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в соответствии со ст. 161 УПК РФ,Необходимо подчеркнуть, что не во всех следственных действиях обязательны понятые. Так, согласно ч. 3 ст. 170 УПК РФ: “В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись”.Казахстан.В Казахстане существует институт понятых. Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее УПК РК): “Понятым является лицо, привлеченное органом уголовного преследования для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом”. [9]УПК РК устанавливает требование к понятым:отсутствует заинтересованность в деле,отсутствует зависимость от органов уголовного преследования,совершеннолетие, то есть 18 лет,способность полно и правильно воспринимать происходящие в их присутствии действия и не подлежащие отводу.Последнее требование отсутствует в УПК РФ, как говорилось ранее. При этом указанное требование подвергается критике, поскольку отсутствует толкование в законодательстве Казахстана о категории “правильности”. [13]УПК РК устанавливает перечень прав и обязанностей понятого, но в различных публикациях поднимается вопрос о правильности их соотношения. Так, понятой имеет право участвовать в производстве следственного действия, что предполагает два обстоятельства. Первое из них определяет факт добровольности участия и возможности отказа в таком участии. А второе, логически указывает на то, что речь идет только о том следственном действии, к которому он привлекается в качестве понятого. Такая добровольность может быть подвергнута сомнениям уже потому, что та же статья указывает на такое участие как на обязанность понятого. В результате чего подчеркивается внутреннее противоречие положений статьи 82 УПК РК. Данное противоречие авторы считают нарушением права на получение квалифицированной юридической помощи. [2]У понятых в Казахстане существует право, которое отсутствует в России, а именно получать возмещение расходов, понесенных им при производстве по уголовному делу. [9]Азербайджан.Если говорить про Азербайджан, то тут стоит отметить, что у них институт понятых до сих пор существует и закреплен в статье 94 УПК Азербайджанской республики.Так, статья 94.1 устанавливает следующие требование к понятым:не имеет личную заинтересованность в уголовном процессе,не является сотрудником органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда,должно быть совершеннолетнее лицо, то есть 18 лет,является гражданином Азербайджанской республики,не является участником уголовного процесса, а также близким родственником самого участника,не имеет проблемы со зрением, слухом, речью, а также не страдает психической болезнью,обладает способностью полностью и, верно, воспринимать происходящее в их присутствии. [7]Стоит сразу отметить тот факт, что УПК Азербайджанской республики устанавливает ценз на гражданство, а также прописывает норму “не имеет проблем со зрением, слухом, речью, а также не страдает психической болезнью”, которая отсутствует в вышеупомянутых УПК РК и УПК РФ.Много общего, а именно в определении понятого и его обязанностей, имеет УПК Казахстана с УПК Азербайджана. Как минимум, в обоих кодексах у понятых существует право на возмещение расходов по производству уголовного дела, чего в УПК РФ отсутствует. Однако, существует множество статей в сети “Интернет”, в которых сказано, что данное право трудно реализуемо на практике. [7]Также стоит отметить, что совсем недавно, а именно летом 2024 года произошли изменения в законодательстве Азербайджана, в результате которого личный досмотр физического лица и его вещей осуществляется без привлечения понятых.На данный момент институт понятых имеет нефункциональную сущность, так как это функция заключается в осуществлении общественного контроля над следственным органом. Сейчас современные информационные технологии, видеосъемка, проведение которой возможно в ходе анализа или следствия, применение других новых методов фактически исключают использование понятых.После изменения в законодательстве при проведении следственных действий, например, при досмотре используется видеосъемка, а участие понятого не считается важным. В целом же проведение видеосъемки следственных мероприятий может быть эффективнее института понятых, ведь, например, в Азербайджане люди не проявляют интереса к тому, чтобы быть понятыми. Понятого рассматривают как «оговорщика». Указанные тезисы зафиксированы в ст. 92 Кодекса Азербайджанской республики об административных проступках. Из этого можно сделать следующий вывод о том, что ввиду тотальной цифровизации институт понятых постепенно утрачивает свою значимость, поскольку с помощью камер и видеосъёмок можно самостоятельно проводить осмотры без привлечения третьих лиц.[11]Беларусь.В Беларуси существует институт понятых. ч. 1 ст. 64 УПК Республики Беларусь устанавливает следующие требования к понятым:не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо,совершеннолетнее лицо, то есть 18 лет.Таким образом законодатель устанавливает наименьший круг требований, в отличии от вышерассмотренных УПК. Эта же статья устанавливает определенный круг обязанностей, прав понятого, а также ответственность за разглашение данных без разрешения органа уголовного преследования. Как в Азербайджане и Казахстане, понятой в Беларуси имеет право получать возмещение понесенных им расходов, связанных с участием в производстве следственных действий. [8]В научных публикациях поднимают проблематику института “понятых” следующего характера:незаинтересованность граждан в участии при производстве следственных действий,отсутствие санкции к лицу, отказавшемуся участвовать в качестве понятого, что приводит к временным затратам для поиска таких лиц,понятой может беспрепятственно покинуть место проведения следственного действия без объяснения причин. [15]Туркменистан.В Туркменистане существует институт понятых. ч. 2 ст. 101 УПК устанавливает следующие требования к понятым:лица, не заинтересованные в деле,лица, способные полно и правильно воспринимать происходящие в их присутствия действия,лица, независимые от органов уголовного преследования,совершеннолетние граждане, то есть с 18 лет,не является обвиняемым, адвокатом обвиняемого, подозреваемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителем, родственники указанных лиц, а также свидетели.Стоит отметить тот факт, что впервые сталкиваемся с более детальным перечнем лиц, не имеющих право на участие в качестве понятых. Более широко представляется понимание “родственников”, то есть здесь речь идет не только о родственников обвиняемого, но и упоминается родственные связи с адвокатом, подозреваемым, потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, и их представителем.УПК устанавливает круг прав и обязанностей, однако стоит акцентировать внимание на часть 3 ст. 101: “За отказ от участия в производстве следственных действий или уклонение от выполнения своих обязанностей без уважительных причин понятой может понести административную ответственность”. УПК же Беларуси и России предусматривает уголовную ответственность за нарушение обязанностей. [16]УПК Туркменистана не предусматривает денежной компенсации, как это имеется в Казахстане, Азербайджане и Беларуси.В конце стоит отметить, что в таких странах, как: Грузия, Киргизия, Эстония, Литва, Латвия и в других отсутствует институт понятых.Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:Законодательство стран постсоветского пространства в целом повторяет требования к понятым, однако существуют особые требования, которые не находят отражение в иных УПК,В некоторых странах существует так называемая денежная компенсация, за расходы средств, связанных с производством в следственных действиях,Существуют теоретические проблемы с институтом понятых. Так в России поднимается вопрос о внедрении ценза на гражданство и денежных выплат, а в Казахстане поднимают вопрос о более детальной трактовки категории “правильности”,Поднимаются реальные проблемы института понятых, так в Азербайджане на практике трудно реализовать право на денежные компенсации. В Беларуси в целом большая часть граждан не заинтересована участвовать в производстве следственных действий.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Константинова К.Е., Таганов А.Т., Тапилин И.С. РОЛЬ И ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТЫХ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 361 - 371. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18727 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18727



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.