'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 60

Просмотры  71 просмотров

Магамедов И.С., Решетников В.Я.

  


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ В НАСТОЯЩИХ РЕАЛИЯХ *

  


Аннотация:
в статье анализируется понятие и сущность антикоррупционной экспертизы в современных реалиях. Рассматриваются актуальные проблемы коррупции и ее негативное влияние на общество, а также подчеркивается важность антикоррупционной экспертизы в борьбе с этим явлением. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о важности антикоррупционной экспертизы в современных условиях и необходимости ее дальнейшего развития.   

Ключевые слова:
антикоррупционная экспертиза, коррупция, уголовный закон   


Утверждение Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478 [3] стало значительным шагом в развитии и правовом закреплении института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. План предусматривает комплекс мер по противодействию коррупции, включающий 16 направлений, направленных на предупреждение, противодействие, минимизацию и ликвидацию последствий коррупции. Среди ключевых инициатив плана – устранение правовых пробелов, выявленных в ходе практики антикоррупционной работы. Это касается как конкретных механизмов, например, улучшения доступа к информации для повышения эффективности антикоррупционных проверок, так и более концептуальных вопросов, например, пересмотра норм о регулировании конфликта интересов и систематизации антикоррупционного законодательства.Следует сказать о том, что в современных реалиях антикоррупционная экспертиза сталкивается с рядом новых вызовов:• во-первых, цифровизация – появление новых форм коррупции, связанных с использованием информационных технологий, требует адаптации методик экспертизы.• во-вторых, сложная экономическая ситуация – риск коррупции возрастает в условиях ограниченности ресурсов и нестабильности экономики, что требует более тщательного анализа и поиска компромиссных решений.Утверждение данного Национального плана в первую очередь продиктовано реализацией государственной антикоррупционной политики, в рамках которой стоит задача по созданию законодательства, препятствующего совершению коррупционных правонарушений. Важно заметить, что, анализируя положения действующих в настоящее время [1,2] правовых актов, можно говорить о том, что понятие «антикоррупционная экспертиза» не закреплена законодателем, лишь определены коррупциогенные факторы, на основе которых уполномоченные органы могут проводить экспертизу. В этом контексте особую актуальность приобретают вопросы, связанные с определением понятия и сущности антикоррупционной экспертизы. Изначально хотелось бы обратиться к этимологии слова «экспертиза». Так, по толковому словарю Ожегова С.И. оно определяется, как рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения» [9, с. 678]. Это касается таких устойчивых выражений, как «судебная экспертиза», «медицинская экспертиза». Примечательно то, что эксперт по тому же словарю, обозначается как специалист, который дает свое заключение по какому – либо вопросу, то есть получается, что именно данное действие, а именно «процесс по созданию заключения» и предполагает собой сущность экспертизы. Российская юридическая энциклопедия определяет «экспертизу» как «исследование, проводимое компетентным лицом, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях получения ответов на вопросы, требующих определённых специальных познаний» [10, с. 388].Если обобщить выводы, то получается, что под экспертизой законодательства следует понимать: профессиональную деятельность, направленную на изучение и оценку правовых актов, а также выявление их соответствия: юридической технике (правильность структуры, формулировок, стиля, логической связи норм), положениям конституционных норм (соответствие основным принципам и правам, закрепленным в Конституции РФ), соответствие международным стандартам, иным правовым актам (наличие противоречий, дублирования, пробелов), критериям эффективности, целесообразности, практичности.Отдельно стоит выделить дискуссию в научном сообществе относительно понимания того, что собой представляет категория «антикоррупционная экспертиза». Так, М.С. Бахтина в своем диссертационном исследовании говорит о том, что «антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов – это исследование и оценка экспертом нормативных правовых актов и их проектов на наличие в нормативных предписаниях и отдельных юридических конструкциях дефектов и пробелов, с высокой долей вероятности создающих условия для совершения коррупционных нарушений, а также на их устранение» [6, с. 9]. При этом автор отмечает то, что данный вид экспертиз должен быть признан специальной правовой экспертизой. В свою очередь О.С. Поддубная, Н.В. Хлонова придерживаются точки зрения о том, что антикоррупционная экспертиза является разновидностью криминологической экспертизы и направлена на выявление заложенных в правовых актах возможностей способствования коррупционным проявлениям в процессе реализации норм [5, с. 9]. Между тем органы прокуратуры определяют исследуемую категорию, как «процесс оценки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения» [4, с. 4].Д.Л. Карпов, поддерживая подобный подход, приводит в пример научные исследования Н.В. Вязгина, которая «при диалоге о взятке, прежде всего, рассматривает речевые стратегии участника, исполняющего роль «взяткополучателя» [7, с. 40]. Каримова Т.С. отмечает, что «…при проведении коммуникативного анализа коррупционного текста важно выявить признаки коррупционного речевого поведения» [8, с. 4]. В целом, анализ мнений на современном уровне развития государства и антикоррупционной политики позволяет сделать вывод о том, что антикоррупционная экспертиза рассматривается больше, как отдельный вид экспертиз, который имеет особый объект – нормативные правовые акты и их проекты, в том числе проводимый специальными субъектами, перечень которых строго определен ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [2]. Между тем, отсутствие легального определения может порождать проблемы правоприменительного характера, то есть понимание органами государственной власти различным образом сущности антикоррупционной экспертизы. В целях устранения данной проблемы считаем необходимым внести изменения в федеральное законодательство, закрепив понятие «антикоррупционная экспертиза» и понимать под ней: комплексное исследование нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, государственных программ, планов, стратегий, а также иных документов в целях выявления и предупреждения коррупционных рисков. Она направлена на обеспечение соответствия этих документов принципам законности, прозрачности, открытости, подотчетности и недопущения злоупотребления властью.При этом суть антикоррупционной экспертизы заключается в выявлении и анализе факторов, которые могут способствовать совершению коррупционных правонарушений, и разработке рекомендаций по устранению этих факторов. К направлениям ее проведения можно отнести: • предупреждение коррупции – превентивное выявление и минимизация коррупционных рисков.• повышение качества нормативно-правовой базы – обеспечение ее соответствия антикоррупционным стандартам.• укрепление доверия к государственным органам – демонстрация прозрачности и открытости работы государственных структур.В заключении также необходимо выделить особенности антикоррупционной экспертизы в современных реалиях: комплексный подход (необходимость учета всех возможных факторов, влияющих на коррупционные риски), применение современных методов (использование аналитических инструментов, в том числе программных комплексов и искусственного интеллекта), межведомственное взаимодействие (необходимость координации действий различных органов и структур для эффективного проведения экспертизы), повышение профессиональной компетентности (необходимость постоянного обновления знаний и навыков в области антикоррупционной экспертизы, как у лиц, проводящих экспертизу, так и у лиц, которые формулируют нормативные правовые акты).   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Магамедов И.С., Решетников В.Я. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ В НАСТОЯЩИХ РЕАЛИЯХ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 389 - 395. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18731 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18731



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.