'
Пракин М.А.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ *
Аннотация:
в статье представлен ретроспективный анализ ключевых этапов формирования и эволюции органов прокуратуры как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах. Рассматриваются исторические контексты, которые способствовали созданию прокуратуры, а также изменения в ее функциях и роли в системе правосудия. Особое внимание уделяется различиям и сходствам в организации органов прокуратуры, а также их влиянию на защиту прав граждан и поддержание законности. Исследование основано на сравнительном подходе, что позволяет выявить наиболее важные аспекты международного опыта. Статья подчеркивает важность учета исторических моментов для понимания современных вызовов и перспектив развития данной институции.
Ключевые слова:
история прокуратуры, защита граждан, уголовное правосудие
История прокуратуры в России уходит корнями в XVI век, когда началась систематизация государственных органов и их функций. Первые упоминания о прокурорских функциях можно встретить в законодательных актах, касающихся судебной системы, например в указах Ивана IV (Ивана Грозного), согласно которому были введены должности, ответственные за надзор за исполнением указов и законов. В этот период основное внимание уделялось защите интересов государства и поддержанию порядка.С 18 века прокуратура начала принимать более четкие формы. 12 января 1722 года Петр I учредил институт прокуроров, который стал важным элементом государственной власти. Так, должность прокурора при Сенате стала основой для формирования прокуратуры как самостоятельного органа. При этом основная задача прокуроров заключалась в надзоре за исполнением законов и обеспечении правопорядка. В 1864 году, с реформами Александра II, была проведена реорганизация судебной системы, что способствовало укреплению роли прокуратуры как независимого органа, отвечающего за защиту прав граждан.После Октябрьской революции 1917 года прокуратура претерпела значительные изменения, став инструментом защиты интересов социалистического государства. Так, в 1922 году ВЦИК РСРФР утвердил Положение о прокурорском надзоре, в соответствии с которым была образована Государственная прокуратура РСФСР и утверждена ее новая структура, которая стала частью системы органов государственной власти. Основное внимание уделялось борьбе с преступностью и защите интересов государства. Прокуроры получили широкие полномочия, что позволило им активно участвовать в уголовных делах и обеспечивать контроль за соблюдением законов.В 1979 г. был принят Закон СССР «О прокуратуре СССР». В нем определялись задачи прокуратуры, вся деятельность которой была направлена на:укрепление социалистической законности, правопорядка, охрану от всяких посягательств закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его экономической и политической систем,социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и советскими законами,прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.В целом в советский период российской истории органы прокуратуры вернулись к своим истокам – к «петровскому» варианту, возводившему надзорную деятельность в ранг основной.Таким образом, прокуратура 1722 – 1864 гг. характеризовалась общенадзорной функцией, затем в 1864 – 1917 гг. ей был свойственен обвинительный уклон, а в 1922 – 1991 гг. она являлась смешанным типом, сочетавшим функцию уголовного преследования и надзор за исполнением законов.После распада Советского Союза в 1991 году, правопреемником которого стала Российская Федерация, прокуратура столкнулась с новыми вызовами. Появление множества новых законов и изменение политической ситуации требовали адаптации прокурорских функций к новым условиям. В принятой в 1993 г. новой Конституции России прокуратуре была посвящена отдельная 129 статья. Часть прежних полномочий прокуратуры после проведенных реформ была перераспределена в пользу судебной власти. Кроме того, со временем от прокуратуры отделилось следствие. В то же время прокуратуре были переданы полномочия по ведению статистического учёта состояния преступности и раскрываемости преступлений, а также по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, формированию ежегодного сводного плана проведения контролирующими органами плановых проверок.В последние десятилетия деятельность прокуратуры России продолжает развиваться. Основное внимание уделяется борьбе с коррупцией, защите прав человека и обеспечению законности в различных сферах жизни общества. Важным аспектом является взаимодействие прокуратуры с другими государственными органами и организациями, что позволяет более эффективно решать возникающие проблемы.История становления и развития прокуратуры Российской Федерации демонстрирует эволюцию этого института от его зарождения до современного состояния. Прокуратура прошла через множество изменений, адаптируясь к новым вызовам и требованиям времени. В условиях современных реалий её роль становится всё более значимой для обеспечения правопорядка и защиты интересов граждан.Что же касается истории становления и развития деятельности органов прокуратуры зарубежных стран, то ситуация представлена следующим образом. Прокуратура как правозащитный институт имеет многовековую и разнообразную историю, восходящую к античным цивилизациям. В Древнем Риме существовали специальные должностные лица, именуемые «прокурорами», которые представляли интересы государства в судебных разбирательствах. Прокуроры выполняли функции, сходные с современными, включая защиту общественных интересов и надзор за соблюдением законодательства.В средние века прокуратура начала формироваться в европейских странах с усилением центральной власти и необходимостью контроля за местными органами. Например, во Франции в XVII веке были созданы «прокуроры королевской юстиции», которые осуществляли надзор за исполнением королевских указов.Во многих странах континентальной Европы прокуратура развивалась в рамках судебной системы. В Германии после объединения страны в 1871 году была создана Федеральная прокуратура, которая стала важным элементом правосудия, отвечая за уголовные дела и защиту законности на федеральном уровне. Основной задачей прокуратуры стало обеспечение правопорядка и защита общественных интересов.В отличии от Германии, во Франции, начиная с Наполеоновских кодексов, прокуратура получила четко определенные функции, включая представление обвинения в суде и контроль за законностью действий административных органов. Система прокуратуры во Франции была реформирована в 1958 году, что привело к усилению ее роли в уголовном процессе. Однако в Германии прокуроры обладают большей независимостью от исполнительной власти, тогда как во Франции они подчинены Министерству юстиции.В странах с англосаксонской системой права, таких как Великобритания и США, прокуратура также имеет свои особенности. В Великобритании прокурорские функции выполняются различными органами, включая Королевство и местные органы власти. Акцент установлен на принципах состязательности, где обвинение и защита представляют свои аргументы перед судом.В США система прокуратуры отличается децентрализованным подходом: прокуроры избираются на уровне штатов и округов, что позволяет им учитывать местные особенности и нужды сообщества. Прокуратура в США играет ключевую роль в уголовном правосудии, обеспечивая защиту прав граждан и борьбу с преступностью.В странах Азии, таких как Япония и Китай, прокуратура также имеет свои уникальные черты. В Японии прокуратура является частью судебной системы и отвечает за уголовное преследование, а также за контроль за законностью действий полиции. Прокуроры играют важную роль в уголовном процессе, от их решений зависит, будет ли дело передано в суд. В то же время в отличии от Японии, в Китае, например, прокуратура подвержена сильному контролю со стороны Коммунистической партии, что ограничивает ее независимость.В Латинской Америке система прокуратуры варьируется от страны к стране. В некоторых государствах, таких как Аргентина и Бразилия, прокуратура имеет значительные полномочия по надзору за соблюдением законности, защите прав человека и в борьбе с коррупцией. В других странах прокурорские функции могут ограничены или подвержены влиянию политических факторов.Современные тенденции в развитии органов прокуратуры во всем мире связаны с необходимостью адаптации к новым вызовам, таким как глобализация преступности, терроризм и коррупция. Например, в Италии была создана специализированная Национальная прокуратура по борьбе с мафией (DDA), сосредоточенная на расследовании организованной преступности. Подобная модель применяется и в других странах, в Колумбии также созданы специализированные прокурорские подразделения для борьбы с наркокартелями.В настоящее время многие страны совершенствуют систему прокуратуры, внедряя новые технологии и методы работы, чтобы обеспечить более эффективное расследование и защиту прав граждан.При этом стоит отметить, что важным аспектом является международное сотрудничество между прокурорами различных стран для борьбы с транснациональной преступностью. Создаются различные международные организации и инициативы, направленные на обмен опытом и совместные действия.Таким образом, можно сделать вывод о том, что ретроспективный анализ становления и развития органов прокуратуры как в России, так и за рубежом, демонстрирует значительное влияние исторических, социальных и правовых факторов на их формирование. Прокуратура, как орган, призванный защищать законность и права граждан, прошла через множество трансформаций, отражая изменения в обществе и государственном управлении.В России прокуратура зародилась в условиях специфических исторических реалий и с течением времени адаптировалась к новым вызовам, сохраняя при этом свою основную функцию – охрану правопорядка. В зарубежных странах, таких как США и страны Европы, органы прокуратуры также претерпели изменения, отражая различные правовые традиции и подходы к осуществлению правосудия.Сравнительный анализ показывает, что несмотря на различия в организации и функциях, основная цель прокуратуры остается неизменной: обеспечение справедливости и защита прав граждан. В будущем важно учитывать опыт других стран для дальнейшего совершенствования работы прокуратуры в России, что позволит повысить ее эффективность и доверие со стороны общества.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Пракин М.А. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 440 - 446. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18740 (дата обращения: 30.04.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*