'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 72

Просмотры  7106 просмотров

Семенищева Л.А.

  


СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В РФ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются наиболее важные аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий в России, включая действующую нормативно-правовую базу, существующие меры поддержки и актуальные проблемы их реализации. Особое внимание уделено видам поддержки, которую получают ветераны: пенсии, медицинское обслуживание, образование и жилищные льготы. В заключении анализируются существующие недостатки системы и даются предложения по совершенствованию мер поддержки, направленных на улучшение качества жизни ветеранов и их интеграцию в гражданское общество.   

Ключевые слова:
ветераны, соцзащита, льготы, поддержка, реабилитация, помощь, правовая база, интеграция   


Социальная защита ветеранов боевых действий в России - важная часть государственной политики по поддержке участников оборонных и миротворческих операций. В современной России существует ряд законов, которые регулируют права ветеранов и направлены на оказание им социальной помощи. Основным правовым документом в этой области является Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», который устанавливает статус ветеранов боевых действий и основные гарантии их социальной поддержки. Закон выделяет ряд льгот и прав, которые должны гарантировать органы государственной власти и местного самоуправления.Права и льготы ветеранов войны включают в себя целый ряд мер социальной поддержки: денежные выплаты, предоставление медицинских льгот, льгот на образование и профессиональное обучение, обеспечение жильем. Государственная программа поддержки ветеранов направлена на улучшение качества их жизни и помощь в адаптации к гражданской жизни после службы. Например, ветераны получают компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, бесплатный проезд в общественном транспорте и льготы на лекарства.Однако в России существуют и серьезные проблемы с существующей системой социальной защиты ветеранов. Во многих регионах ветераны не имеют достаточного доступа к медицинской помощи, сталкиваются с бюрократией при оформлении социальных льгот и жилищных пособий. Кроме того, качество и доступность услуг для ветеранов может значительно отличаться в разных регионах, что делает стандартизацию и совершенствование социальной поддержки особенно актуальными.Чтобы лучше понять и эффективно развивать систему социальной защиты ветеранов, важно изучить опыт других стран, где были разработаны успешные модели поддержки. Например, в США и ряде европейских стран ветераны получают комплексную поддержку, включающую долгосрочное медицинское обслуживание, реабилитационные программы и профессиональную адаптацию. Сравнительный анализ этих моделей может дать полезные рекомендации по совершенствованию системы поддержки в России.Цель данной работы - проанализировать существующую систему социальной защиты ветеранов войны в России, выявить ее сильные и слабые стороны и предложить возможные направления совершенствования. [1, с. 24]Важнейшим законом является Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года, впервые закрепивший права ветеранов войны на федеральном уровне. Закон содержит перечень основных льгот и мер поддержки, которые государство обязано предоставлять ветеранам. К ним относятся денежная компенсация, медицинское обслуживание, право на бесплатное образование и переобучение, обеспечение жильем и социальное обслуживание. Действие закона распространяется на граждан, принимавших участие в вооруженных конфликтах в Афганистане, Чечне, Сирии и других зонах боевых действий.Важным дополнением к этому закону являются законы и постановления правительства, которые регулируют отдельные аспекты предоставления услуг. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 866 устанавливает порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации ветеранам и определяет размер этих выплат с учетом индексации. Во избежание бюрократических сложностей также введены специальные программы, упрощающие получение льгот, особенно для ветеранов-инвалидов.Одной из важнейших задач правового регулирования в сфере социальной защиты ветеранов является обеспечение доступности медицинской помощи. На основании федерального законодательства и Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ветераны боевых действий имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях, включая специальные программы реабилитации и лечение в санаторно-курортных учреждениях. Другие постановления и приказы Минздрава регламентируют обеспечение ветеранов-инвалидов льготными лекарствами и специальным медицинским оборудованием.Система жилищной поддержки ветеранов определяется как федеральными, так и региональными программами. Согласно закону № 5-ФЗ, ветераны, не имеющие собственного жилья, имеют право на получение жилья за счет государства. В последние годы ведется активная работа по повышению доступности жилья для ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в рамках государственной программы «Жилище». Одним из условий получения жилья является соответствие критериям нуждаемости, которые определяются на региональном уровне и регулярно корректируются.Правовая база социальной защиты ветеранов также дополняется мерами поддержки по адаптации к рынку труда и дальнейшему профессиональному обучению. Федеральные и земельные законы позволяют ветеранам бесплатно пройти переобучение или повысить квалификацию за счет государства. Например, в рамках программы «Содействие занятости» ветеранам предлагаются курсы профессиональной переподготовки, позволяющие им адаптироваться к гражданской жизни и приобрести навыки, необходимые для трудоустройства. [3, с. 45] [6, с. 30]Ветераны боевых действий в России имеют право на регулярные денежные выплаты, важнейшими из которых являются пенсия и ежемесячная денежная компенсация (ЕДК). Размер компенсации зависит от квалификации и состояния здоровья ветерана и корректируется с учетом инфляции. Кроме того, ветераны-инвалиды получают дополнительные выплаты на основании Федерального закона № 166-ФЗ «О государственной пенсионной системе в Российской Федерации». В ряде случаев ветераны получают компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте и льготное обслуживание в социальных учреждениях.Ветеранам боевых действий предоставляется широкий доступ к медицинской помощи, включая специализированные реабилитационные программы. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет их право на бесплатное лечение в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Медицинская поддержка включает профилактическое лечение, диагностику, стационарное и амбулаторное обслуживание. Важной частью является предоставление льгот на лекарственные препараты, особенно для ветеранов с инвалидностью, которые нуждаются в постоянной медицинской помощи. На федеральном и региональном уровнях активно развиваются санаторно-курортные программы, которые позволяют ветеранам проходить реабилитацию и лечение в специализированных учреждениях, таких как санатории и профилактории.Государство поддерживает профессиональную и образовательную интеграцию ветеранов. Ветераны имеют право на бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку, которая осуществляется в рамках федеральных и региональных программ по повышению занятости бывших военнослужащих. Например, ветераны могут продолжить образование или освоить новую профессию в рамках федеральной программы содействия занятости населения. Это особенно важно для ветеранов, которым необходимо пройти переобучение после службы, чтобы успешно адаптироваться к гражданской жизни. Кроме того, ветераны и их дети имеют право на льготы при поступлении в учебные заведения. Некоторые университеты предлагают ветеранам льготную плату за обучение, а также скидки или бесплатное обучение для членов их семей.Жилищные льготы занимают особое место в системе поддержки ветеранов. Согласно закону № 5-ФЗ «О ветеранах», ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение жилья от государства. Федеральные и региональные программы предусматривают предоставление жилья в собственность либо в виде социального найма. Ветераны, имеющие инвалидность, а также семьи погибших военнослужащих получают приоритетное право на улучшение жилищных условий. В некоторых случаях ветеранам предоставляются субсидии на покупку жилья или погашение ипотечных кредитов, что делает жилищный вопрос более доступным для данной категории граждан. [5, с. 86]На 2023 год, согласно данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, количество ветеранов боевых действий, состоящих на учёте, составляет около 1,5 миллиона человек, что существенно увеличивает нагрузку на федеральный бюджет. Государство ежегодно выделяет значительные средства на выплату пенсий и пособий, однако индексация этих выплат часто отстаёт от уровня инфляции. Например, в 2022 году на поддержку ветеранов было выделено около 200 миллиардов рублей, но размер ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) для ветеранов составляет в среднем всего 3500–4000 рублей, что существенно ниже прожиточного минимума, установленного в большинстве регионов.Медицинская помощь ветеранам остается важной частью системы социальной защиты, но ее качество и доступность остаются проблемой. По данным Министерства здравоохранения, в 2022 году более 30 % ветеранов не получили своевременного лечения, поскольку не хватает медицинских учреждений, оборудованных для этой группы пациентов, особенно в регионах. Сроки ожидания реабилитационных мероприятий для ветеранов с хроническими заболеваниями, необходимых для их восстановления, составляют около шести месяцев, а в некоторых случаях могут превышать год. Более 40 процентов из более чем 15 000 ветеранов, проходящих реабилитацию в 2021 году, сообщили о неудовлетворительном обслуживании, в частности об отсутствии специализированного оборудования и ограниченном доступе к лекарствам.Жилье для ветеранов - одна из самых острых проблем. По данным Росстата, около 12 % ветеранов нуждаются в улучшении жилищных условий, еще 5 % не имеют собственного жилья. Несмотря на существующие программы, предусматривающие субсидии на приобретение жилья и погашение ипотеки, очереди на жилье остаются длинными. На начало 2023 года в очереди на жилье стояло более 70 000 ветеранов, и это число не уменьшится из-за ограниченного финансирования и высоких цен на жилье. В 2022 году государство выделило 35 миллиардов рублей на помощь ветеранам в поиске жилья, но этих средств хватило только на удовлетворение 40 % заявок. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах, где стоимость квадратного метра жилья гораздо выше, чем в сельской местности, и даже при наличии субсидий ветераны не всегда могут приобрести жилье.Анализ зарубежной практики также позволяет выявить недостатки российской системы. В США, например, существует Департамент по делам ветеранов (VA), который оказывает комплексную поддержку в области медицины, образования и профессиональной адаптации. Бюджет VA в 2022 году составил более 300 миллиардов долларов, что позволило реализовать программы трудоустройства, обеспечить качественное медицинское обслуживание и выплатить ветеранам компенсацию, соответствующую их уровню жизни. Для России переход к такой модели потребует значительного увеличения бюджета на поддержку ветеранов и расширения сети специализированных учреждений.Заместитель министра обороны Анна Цивилева рассказала об изменениях в выплатах за тяжелые травмы, приведшие к инвалидности. Президент России принял решение увеличить размер этих выплат с 3 млн рублей до 4 млн рублей для военнослужащих, получивших ранения в ходе специальной военной операции. Об этом стало известно сегодня.Кроме того, решено распространить эту меру поддержки на всех военнослужащих, получивших инвалидность с начала проведения специальной военной операции, то есть с 24 февраля 2022 года. Президент поручил реализовать это решение через «Фонд защитников Отечества».Дополнительный миллион рублей будет выплачен всем пострадавшим военнослужащим, получившим инвалидность вследствие ранения. [4, с. 48] [8, с. 67]Одна из главных проблем, с которой сталкиваются ветераны, - сложность процедур оформления льгот и субсидий. Для получения льгот, жилищных, медицинских или реабилитационных пособий необходимо собрать и подать множество документов, что часто осложняется длительным сроком рассмотрения и отсутствием информации от государственных органов. Например, для получения ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) и другой финансовой помощи требуется подтверждение статуса ветерана, что предполагает получение нескольких справок и свидетельств из различных инстанций. Эти процедуры могут занимать несколько недель или даже месяцев, что особенно сложно для ветеранов-инвалидов или маломобильных граждан. Кроме того, несмотря на попытки создать цифровые платформы для облегчения подачи документов, доступ к этим системам в отдаленных районах ограничен.Финансирование социальной защиты ветеранов не соответствует реальным потребностям. Выделяемых средств зачастую недостаточно для обеспечения достойного уровня материальной и социальной поддержки. В частности, на федеральном уровне размер ежемесячного денежного пособия редко превышает 4 000 рублей, что значительно ниже прожиточного минимума в большинстве регионов России. В то же время финансирование медицинской помощи и реабилитационных программ также ограничено, что приводит к нехватке специализированных учреждений и оборудования, а также специалистов. Например, в 2022 году более 30 % ветеранов не смогли пройти назначенное лечение в санаторно-курортных учреждениях из-за отсутствия мест и средств на оплату путевок. В результате многие ветераны вынуждены ездить в частные медицинские учреждения, что является дополнительным финансовым бременем для них и их семей.Финансирование социальной защиты ветеранов не соответствует реальным потребностям. Выделяемых средств зачастую недостаточно для обеспечения достойного уровня материальной и социальной поддержки. В частности, на федеральном уровне размер ежемесячного денежного пособия редко превышает 4 000 рублей, что значительно ниже прожиточного минимума в большинстве регионов России. В то же время финансирование медицинской помощи и реабилитационных программ также ограничено, что приводит к нехватке специализированных учреждений и оборудования, а также специалистов. Например, в 2022 году более 30 % ветеранов не смогли пройти назначенное лечение в санаторно-курортных учреждениях из-за отсутствия мест и средств на оплату путевок. В результате многие ветераны вынуждены ездить в частные медицинские учреждения, что является дополнительным финансовым бременем для них и их семей.Система социальной защиты ветеранов сильно зависит от региона проживания. В разных субъектах РФ доступность льгот и уровень поддержки существенно различаются, что ставит ветеранов в неравные условия. К примеру, в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, ветераны имеют более широкий доступ к медицинской помощи, включая специализированные центры и оборудование, тогда как в удалённых регионах России зачастую отсутствуют квалифицированные специалисты и необходимая медицинская инфраструктура. Это также касается жилищной поддержки: в ряде регионов сроки ожидания улучшения жилищных условий могут превышать несколько лет, тогда как в других субъектах эти проблемы решаются более оперативно. Региональные различия приводят к тому, что ветераны с одинаковым статусом и потребностями могут получать разные уровни поддержки, что является нарушением принципа равноправия и ставит под вопрос эффективность государственной политики.Хотя закон предусматривает право ветеранов на бесплатное медицинское обслуживание, качество предоставляемых услуг остается низким. Недостаточное количество медицинских учреждений, оборудованных для реабилитации ветеранов, и нехватка квалифицированных специалистов существенно ограничивают доступ к комплексной помощи. Кроме того, практически отсутствуют или очень ограничены программы психологической поддержки ветеранов, помогающие им адаптироваться к гражданской жизни. По данным Министерства здравоохранения, только 15 % ветеранов имеют доступ к квалифицированным психологам и психотерапевтам. В результате многие ветераны остаются без помощи, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье и повышает риск развития депрессии и посттравматического стрессового расстройства.Система социальной защиты ветеранов в России страдает от отсутствия целостной стратегии, которая объединяла бы разные аспекты помощи: материальную поддержку, медицинское обслуживание, реабилитацию, трудовую адаптацию и обеспечение жильём. В действующей системе каждое из направлений функционирует независимо, что приводит к отсутствию согласованности между ведомствами и сложностям при получении комплексной помощи. К примеру, если ветеран нуждается в переобучении для трудоустройства, но при этом нуждается в лечении, эти потребности часто рассматриваются как независимые друг от друга, что затрудняет интеграцию ветерана в общество. В отличие от других стран, где для ветеранов создаются специализированные центры, объединяющие медицинские, социальные и трудовые услуги, в России эти элементы остаются разрозненными. [7, с. 100] [10, с. 137]Анализ системы социальной защиты ветеранов в России показывает, что, несмотря на ряд существующих мер и правовых гарантий, действующая система поддержки ветеранов остается несовершенной и требует значительного совершенствования. Ветераны, как особая категория граждан, заслуживают комплексной поддержки, охватывающей все основные потребности - от материальной помощи и медицинского обслуживания до психологической реабилитации и профессиональной адаптации.Среди основных проблем, выявленных в ходе исследования, - бюрократические сложности, недостаточное финансирование, отсутствие единых подходов в разных регионах и низкий уровень медицинских и реабилитационных услуг. Неравномерность поддержки, оказываемой ветеранам в разных регионах страны, особенно ярко демонстрирует пробелы в удовлетворении их потребностей. Эти пробелы серьезно ограничивают доступ ветеранов ко всем услугам, на которые они имеют право, и затрудняют их интеграцию в гражданскую жизнь.Результаты анализа позволяют сформулировать ряд рекомендаций по улучшению системы поддержки. Во-первых, необходимо оптимизировать процедуры получения льгот и упростить административные формальности для ветеранов, что позволит сократить время ожидания и облегчить доступ к поддержке. Во-вторых, целесообразно увеличить финансирование программ социальной защиты и гарантировать ежегодную индексацию выплат, чтобы они соответствовали реальному прожиточному минимуму. Другой важной мерой является стандартизация социальных пособий на федеральном уровне, что позволит устранить региональные различия и гарантировать равный доступ к пособиям. Особое внимание следует уделить повышению качества медицинской и психологической помощи за счет увеличения количества специализированных учреждений и наличия квалифицированных специалистов. [2, с. 68].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Семенищева Л.А. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В РФ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 462 - 473. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18743 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18743



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.