'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 5
  4. Научная статья № 18

Просмотры  153 просмотров

Васильев А.Н.

  


НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ В СКАНДИНАВИИ И НА РУСИ: СРАВНЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ *

  


Аннотация:
в статье предпринята попытка рассмотреть составляющие начально стадии христианизации на Руси и в Скандинавии, установить её итоги и определить место в процессе принятия крещения в двух регионах. Рассмотрены параллели между военно-политическими событиями в Скандинавии и на Руси, схожесть их взаимодействия с европейским христианским миром. Рассмотрено восприятие принятия новой веры со стороны христианских стран, их мотивы и действия   

Ключевые слова:
Древняя Русь, Скандинавия, крещение, христианство, христианизация, язычество   


К началу IX в., когда основная часть народов Европы стала христианами, остававшиеся языческими территории Скандинавии и Восточноевропейской равнины, представляя периферию «цивилизованного» мира, оставались языческими. Адам Бременский, описывая жизнь саксов и говоря об их дохристианской вере, не преминул сказать, что схожие «[ложные верования], как представляется, до сих пор сохранили в виде языческих обрядов склавы и свеоны» [1, с. 303]. Хронист отделяет в исторической плоскости христианский народ от «грубых племён» язычников. В европейском христианском сознании процветание «высшей власти Римской империи, так и почитание божественной веры» [1, с. 304], были тесно связаны между собой – крещение выступало атрибутом становления у народа государственной власти, переход к культурной и политической «цивилизованности» [2, с. 15]. В исторической науке изучение связи процесса христианизации Скандинавии и Руси получило довольно подробное раскрытие (см. работы И. Х. Гарпижанова [3], Дж. Линд [4], О. П. Толочко [5]), затронута эта тема была и в фундаментальном труде Н. Бернед об общеевропейском распространении христианства [6]. Впрочем, несмотря на внимание исследователей к отдельным общим деталям, работ по сравнению хода христианизации в двух регионах по-прежнему практически нет. Между тем, серьёзный методологический шаг в сравнительном изучении принятия новой веры был сделан в работе А. Санмарк – стадиальное рассмотрение принятия христианства в Англо-саксонских королевствах и Скандинавии [7]. Принимая во внимание труд А. Санмарк, настоящее исследование является попыткой сравнить ход начальной стадии принятия христианства в русле стадиальной концепции в Скандинавии и на Руси – регионах, где принятие крещения происходило не только хронологически близко, но и шло параллельно с широким кругом культурных, экономических и социальных связей между странами. По выражению Е. А. Мельниковой, процесс христианизации делится на «латентную» и «официальную» стадии – причём первая занимает гораздо более длительный период времени, служа подготовкой к «официальному» крещению народа [8, с. 59]. Принимая эту терминологию, в рамках латентной стадии принятия христианства можно выделить несколько промежуточных этапов, в той или иной степени характерных для обоих регионов. Время начала латентной фазы принятия христианства, самые первые контакты, трудноуловимо – вероятно, наиболее ранние эпизоды следует отнести ещё к позднеримскому времени и эпохе Великого переселения народов [2, с. 3-14]. В частности, епископ Виллиброрд во время своей миссии во Фризии пытался проповедовать новую веру среди данов в начале VIII в., что, в прочем, не увенчалось успехом [9, с. 189-198]. Более явный характер контакты языческого мира Северо-Восточной Европы с христианским миром обрели к концу VIII – началу IX вв., когда в жизни Скандинавии и Руси наметились определённые изменения. С началом эпохи викингов у жителей Скандинавии многократно усилились контакты с христианским европейским миром, а путь «из варяг в греки» активизировал связи населения Восточноевропейской равнины с Византией и Балтикой. Знакомство с христианской верой произошло в обоих регионах при схожих обстоятельствах: через грабительские набеги на христианские поселения. В конце VIII в. даны, по сообщению Англосаксонской хроники, напали под видом купцов на город в Уэссексе, а позже разграбили монастырь на о. Линдисфарн [10, с. 62]. Анналы королевства франков сообщают, что Карл Великий был вынужден строить флот, так как «море тогда тревожилось норманнскими пиратами» [11]. В своих набегах викинги избирали одной из основных целей христианские храмы и монастыри – лёгкий источник добычи. Сведения о Руси в этот период крайне скудны. Свидетельство о набеге русов на Пафлагонию в житии Григория Амастридского рисует картину жесткой расправы, чинимой над христианами северными варварами [12, с. 129-130]. Когда русы попытались ограбить гробницу святого, у них отнялись руки и ноги – лишь «проявление уважения» к христианскому Богу помогло вернуть здоровье. Речи о крещении налётчиков в агиографическом сюжете здесь не идёт [8, с. 60] – русы воспринимаются автором жития как наказание за грехи, что подчёркивает эсхатологическая аллюзия на князя Рош и народы Гог и Магог в сопоставлении с их именем: «губительный и на деле, и по имени народ» [12, с. 129]. По своей этнической принадлежности русы, грабившие Амастриду, вероятно были скандинавами, пришедшими в Чёрное море реками Восточной Европы. При этом автором жития упоминается «древнее таврическое избиение иностранцев» – традиционное для византийской литературы сопоставление жителей Восточной Европы с античными кочевниками Северного Причерноморья [13, с. 28]. Русы, напавшие на Пафлагонию, не виделись византийцам отличающимися от основных жителей региона – восточных славян. Эти события принято датировать 830- ми гг. – к первым десятилетиям IX в. относятся и материальные свидетельства знакомства с христианством на Руси [8, с. 60]. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Васильев А.Н. НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ В СКАНДИНАВИИ И НА РУСИ: СРАВНЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ // Вестник науки №6 (15) том 5. С. 93 - 107. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1875 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1875



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.