'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 84

Просмотры  86 просмотров

Барсукова И.С.

  


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме использования дидактических игр как нетрадиционных форм обучения на уроках географии в 5 классе. Показано значение игр как средства активизации познавательной деятельности и фактора адаптации младших школьников при переходе в среднее звено школы. Предложены дидактические игры, которые возможно проводить на уроках географии для повышения интереса школьников к изучаемому предмету.   

Ключевые слова:
дидактическая игра, урок географии, познавательная деятельность, мотивация, интерес   


Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования третьего поколения к числу приоритетных задач образовательного процесса относится стимулирование стремления учащихся к непрерывному самосовершенствованию, к самостоятельности в действиях и определению своей индивидуальности. Внимание также должно уделяться развитию умений эффективно работать с различными информационными ресурсами [1].Указанные задачи, стоящие перед отечественной системой образования, достигаются в ходе учебного процесса на уроках географии. Знакомство с географией начинается с пропедевтического курса в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир». Переход к систематическому изучению предмета происходит в 5 классе с учебного курса «География» [2]. Курс представлен совокупностью знаний, позволяющих поэтапно сформировать у обучающихся комплекс основополагающих географических и социально-экономических знаний на разных уровнях территориальной иерархии. В процессе преподавания географии в 5 классе педагог часто сталкивается с проблемами, затрудняющими учебный процесс. Можно выделить три категории возникающих трудностей:1) дезаптационные – при переходе из начальной школы в среднюю ученики сталкиваются не только с существенным повышением учебной нагрузки, но также с новой системой обучения, непривычными требованиями, ввиду чего когнитивные способности могут притупляться,2) физиологические – подростки склонны к повышенной возбудимости, что часто приводит к рассеянности внимания и затрудненному усвоению новой информации,3) когнитивные – под влиянием проблем, обозначенных выше, замедляется темп учебной активности. В совокупности перечисленные факторы негативно сказываются на уровне работоспособности обучающихся, что приводит к снижению успеваемости, а также к ослаблению познавательной мотивации. Исходя из педагогического опыта, ускорить адаптацию обучающихся позволяет формирование их познавательной активности. Для активизации познавательной деятельности могут применяться различные методы, выбор которых осуществляется педагогом в зависимости от ситуации.На практике действенным способом формирования познавательной активности показали себя дидактические игры. Учащиеся 5 классов, для которых игровая деятельность является естественной и привычной формой обучения, охотно участвуют в играх, что объясняется возрастными особенностями психики. В процессе игры свой познавательный потенциал раскрывают ученики всех уровней успеваемости, поскольку такая форма деятельности не предполагает негативного отклика со стороны одноклассников или плохой оценки от учителя.В литературе приводятся следующие методические рекомендации по проведению дидактических игр на уроках в средней школе: во-первых, игра как проявление деятельности учеников должна носить естественный характер, во-вторых, в рамках игры должна быть конкуренция, позволяющая ученикам лучше осуществлять самоконтроль и соблюдать правила, наконец, базой для проведения игры должен быть познавательный интерес [3, с. 95]. Добавим также, что проводить дидактическую игру целесообразно в течение 10-15 минут, чтобы ученики не утомились. В зависимости от темы и цели урока игра может проводиться на любом из его этапов. Однако, на наш взгляд, целесообразно проводить дидактические игры на этапе повторения и обобщения знаний. Например, при изучении темы «План и карта» [2, с. 44] рекомендуем к проведению игру «Гео-регата: в поисках сокровищ географических знаний».Цель игры: развить у школьников творческое мышление, расширить знания о географических объектах, научить работать в команде, а также пробудить интерес к исследованию мира.Ход игры.1. Подготовка. Участники делятся на команды по 3-5 человек. Каждая команда получает необходимые материалы (карта мира, листы бумаги и ручки, маркеры разных цветов для каждой команды).2. Задания. Ведущий раздает каждой команде лист бумаги с заданием, в котором указан географический объект. Команда должна определить местоположение объекта на карте, отметить его маркером своего цвета и придумать загадку об этом объекте. Загадка должна быть интересной, содержать информацию об объекте и его особенностях, и не давать прямого ответа. Команды работают одновременно, обсуждая и решая задание. После того, как команды выполнили задание, они по очереди представляют свою загадку другим командам. Команды, угадавшие объект по загадке, получают очки (1 очко за угадывание).3. Финал. Ведущий подсчитывает очки каждой команды. Команда с наибольшим количеством очков выигрывает. В зависимости от общего уровня эрудиции и успеваемости учеников уровень сложности заданий может варьироваться от простых географических объектов (города, моря, континенты) до более сложных (горы, острова).Возможно проведение игры в рамках единой тематики: «Морское путешествие» – загадки об океанах, морях, островах, «Путешествие по континентам» – загадки об известных городах, реках, горах, и т.д.В качестве дополнительного элемента игры можно использовать черный ящик, в который помещается предмет, связанный с географическим объектом (монета, сувенир, фотография). Командам предлагается угадать объект по этому предмету.Для закрепления знаний о географических объектах, а также развития внимания и памяти может использоваться игра «Географическое лото»: в рамках подготовки организатор создает карточки с изображениями географических объектов (горы, реки, города, страны) и карточки с названиями этих объектов. Учащиеся по очереди вытягивают карточки с изображениями и находят соответствующие названия. В качестве вариантов можно использовать карточки с описаниями объектов, географические карты с зашифрованными названиями.Живой интерес учеников вызывает игра «Географический «квиз». Цель игры – проверка знаний о географических объектах, явлениях, развитие логического мышления. В ходе игры класс следует разделить на команды. Ведущий задает вопросы, отвечая на которые, команды набирают очки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Можно использовать разные виды вопросов (с выбором ответа, с описанием объекта, с картой) и корректировать правила в зависимости от сложности изучаемой темы, отведенного на игру времени и иных обстоятельств.При включении дидактических игр в ход урока для повышения продуктивности процесса обучения полезно следовать следующим рекомендациям: 1. Во время проведения игр удобно использовать реальные предметы (карты, глобусы, фотографии), чтобы сделать игры более интересными и наглядными. При наличии соответствующей возможности эффективно проводить интерактивные игры при помощи компьютера или планшета.2. Задания следует составлять таким образом, чтобы они были посильными для учеников, но не слишком простыми. Возможно акцентировать внимание на командной работе, чтобы подростки учились слушать друг друга и приходить к общему решению [4, с. 239].3. Дидактические игры должны быть динамичными, интересными и занимательными. Чтобы урок географии был не только познавательным, но содействовал развитию творческих способностей, желательно использовать разнообразные игры.4. В ходе урока необходимо запланировать время не только на проведение игры, но также на обсуждение ее результатов с учащимися. Это поможет закрепить изученный материал. В конце игры следует обязательно похвалить всех участников и отметить их успехи.Таким образом, при изучении географии в 5 классе дидактическая игра может считаться наиболее оптимальной формой повышения познавательной активности. Она позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся, развить внимание и память и легче адаптироваться к новым условиям обучения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Барсукова И.С. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 555 - 560. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18755 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18755



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.