'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 86

Просмотры  120 просмотров

Боймиструк С.А.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТНИКА ПО ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ *

  


Аннотация:
в статье анализируется послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 21 апреля 2021 г. указывается необходимость появления в образовательной организации специалистов, которые выступят в качестве помощников классных руководителей и будут заниматься организацией творческих, интересных проектов для школьников.Для решения большинства задач воспитательной деятельности в школе появилась новая должность в штатном расписании многих школ – советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями.   

Ключевые слова:
советник по воспитанию, школа, родители   


Впервые должность советника директора по воспитанию была введена в школах в сентябре 2021 г. по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». В 2021 г. данная программа начала работать в 10 пилотных регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ставропольском крае и Севастополе. С 2022 г. география проекта «Навигаторы детства» расширила свои границы, и теперь советники работают и в Томской области.Одной из задач советника является работа с детским коллективом. Но мы прекрасно понимаем, что работа только с детьми невозможно и тут же возникли предпосылки для взаимодействия советника по воспитанию с родителями обучающихся: рост запросов родителей обучающихся к качеству образования детей, развитие коммуникативных навыков и высокая информационная культура детей и взрослых, недостаточная компетентность родителей обучающихся в вопросах воспитания, необходимость формирования и укрепления традиционных семейных ценностей, социальная и педагогическая поддержка детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализация проблемы девиантного поведения подростков, создание государством условий для духовно-нравственного развития, личностного роста и патриотического воспитания школьников.Основными видами взаимодействия советника по воспитанию с родителями обучающихся является: участие в организации и проведении родительских собраний параллели и общешкольных родительских собраний, вовлечение родителей в общественную жизнь школы и в деятельность детских общественных объединений, информационно-просветительская работа с родителями, в том числе по вопросам реализации государственных проектов и программ воспитания. И если информационно-просветительская работа не вызывает особых затруднений, так как сейчас для этого есть огромная платформа Интернет (социальные сети, мессенджеры), то с вовлечением родителей в общественную жизнь школы существуют проблемы. Вместе с тем не везде раскрыта специфика и механизмы организации педагогического взаимодействия в условиях современного общеобразовательного учреждения, недостаточно разработаны механизмы организации этой деятельности и открытым остается вопрос о том, как именно должна быть выстроена правильная система работы именно советника по воспитанию с родителями обучающихся.В должностную инструкцию советника по воспитанию также входит организация подготовки реализация дней единых действий в рамках Всероссийского календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ. Именно в этих мероприятиях советник должен обеспечить участие родительской общественности. Но как показала практика, родителям мало интересен воспитательный процесс в школе, большую заинтересованность у них вызывает именно учебная деятельность.В предыдущие годы позиция школы всегда была доминирующей. Исследователи Татьяна Мерцалова и Михаил Гошин выделяют несколько этапов в отношениях школы и семьи от советских времен до наших дней: школа не принимает советы, а сама диктует родителям, как правильно воспитывать детей, школа согласна сотрудничать, но не на равных, а с руководящей позиции, школа занимается образованием в одиночку, потому что родителям не до нее, при этом от родителей ждут финансовой помощи, школа начинает рассматривать родителей как заказчиков и привлекает их к управлению [3].Современные реалии требуют от школы открытости. Так называемые практики открытости строятся на сотрудничестве и системном улучшении работы школы при активном участии родителей. Такой подход предполагает распределенную ответственность. Школа вместе с родителями разрабатывает стратегии по улучшению академических успехов детей. Сотрудничество: школьную программу обсуждают на открытых встречах с родителями. Системный подход: родители регулярно получают информацию об успехах ребенка и могут связаться с преподавателем через специальный портал. Интегративный подход: школа сотрудничает с местными социальными организациями, успехи детей постоянно контролируют. Постоянное улучшение: специально созданный комитет поддерживает дружелюбную и инклюзивную среду, регулярно проводит опросы среди родителей о необходимых улучшениях.Понимая важность проблемы вовлечения родителей в воспитательный процесс школы был проведен констатирующий эксперимент. Целью которого является выявление уровня удовлетворенности родителей обучающихся начальной школы нормами взаимодействия со школой.В качестве основных задач констатирующего эксперимента стали: 1) Участие родителей в выявлении проблем школы и планирование деятельности школы, 2) Удовлетворенность родителей формами взаимодействия со школой, 3) Информирование родителей.Для эксперимента использовались 3 методики: методика «Культура взаимодействия школы и родителей», анкетирование родителей «Предпочтительные формы взаимодействия со школой», опрос родителей «Формы взаимодействия родителей с советником по воспитанию» . Методики направлены на выявление уровня информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодей¬ствием со школой, выявление предпочтительных форм взаимодействия родителей, учащихся начальной школы со школой. Выявление форм взаимодействия родителей, учащихся начальной школы с советником по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.Выбранные методики затрагивают разнообразные области воспитательного процесса, которые, в свою очередь, позволяют раскрыть проблемы сотрудничества родителей и школы.По результатам эксперимента, мы наблюдаем, что в целом, достаточное количество родителей находятся на среднем уровне информированности в вопросах школьной жизни и степени удовлетворенности взаимодей¬ствием со школой. Большая часть родителей получают информацию о жизни школы на официальном сайте, но также остаётся небольшое количество родителей, которые не знакомы с сайтом школы. Также большинство родителей являются участниками школьной группы в социальной сети ВКонтакте, где регулярно выкладываются информация о проводимых мероприятиях, актуальные новости и объявления. Однако, стоит отметить, что независимо от того, что работа советника освещается и в СМИ, и в социальных сетях половина исследуемых не знаю о работе советника в школе и не взаимодействовали с ним.Родители отмечают, что самые острые проблемы в воспитании: интернет-зависимость детей и нежелание учиться. Также родители отметили предпочтительные формы взаимодействия со школой: родительские собрания, также отдают предпочтение совместным творческим делам и индивидуальным консультациям. Но никто из родителей не назвал в числе предпочтений тренинги со специалистами и посещение на дому.Отметим, что присутствует процент родителей, которые активно принимают участия в воспитательных мероприятиях школы, где они выступают не только в качестве зрителей, но и являются организаторами или выступают в иных ролях. Эти родители часто принимают участие в собраниях родительского комитета и других мероприятиях, проводимых в школе/муниципалитете. Знакомы не только с должностью советника, но и с его обязанностями.Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, недостаточный уровень вовлечённости родителей в воспитательный процесс школы. Чаще всего родители желают остаться в качестве наблюдателей, нежели принимать непосредственное участие в жизни школы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Боймиструк С.А. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТНИКА ПО ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 567 - 572. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18757 (дата обращения: 28.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18757



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.