'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 5
  4. Научная статья № 19

Просмотры  119 просмотров

Зварцев И.А.

  


ВОПРОС РАЗОРУЖЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА *

  


Аннотация:
в статье прослежено развитие проблемы разоружения. Это было одним из важнейших направлений советской дипломатии. Рассмотрены основные советские инициативы 20- 30-х годов   

Ключевые слова:
Московская конференция по разоружению, пакт Бриана-Келлога, Московский протокол, Лига Наций, Советско-франко-чехословацкий договор   


Важным направлением внешнеполитической деятельности советского государства в 20-е годы было его участие в международных конференциях, касающихся прежде всего проблемы разоружения. Этим советская дипломатия набирала себе политические очки, вызывала симпатии народов, выступающих за мирное сосуществование. С другой стороны, советское руководство стремилось решить задачу «накопления средств для восстановления народного хозяйства и индустриализации за счёт сокращения своих вооружённых сил и военных расходов» [2, с.77]. Предложение о разоружении и запрещении варварских методов ведения войны советская делегация выдвигала на Гэнуэзской конференции, но оно было отвергнуто. В декабре 1922 года в Москве состоялась конференция по разоружению с участием СССР, Польши, Финляндии, Эстонии, Литвы и Латвии. Советская делегация выступила с предложением об обоюдном сокращении странами-участницами личного состава своих армий на 25%, но эти предложения снова не были приняты. Несмотря на это СССР в одностороннем порядке «сократил армию с 5,5 миллионов человек в 1921 году до 560 тысяч человек в 1925 году. Кадровыми остались только стрелковые дивизии в пограничных округах, кавалерийские дивизии, ВВС, ВМФ, технические войска, были воссозданы национальные формирования на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане»[4, т.1, с.83]. Важным вкладом советской дипломатии в дело борьбы за международную безопасность стало участие СССР в пакте Бриана-Келлога, который предусматривал «отказ от войны как орудия национальной политики» [3, с.159]. Пакт А. Бриана (министр иностранных дел Франции) и Ф. Келлога (госсекретарь США) был подписан в 1928 году и провозглашал отказ от войны как средства урегулирования международных споров, необходимость разрешения любых споров мирными средствами. Первоначально СССР не был включён в число предполагаемых участников пакта. В этих условиях создавалось впечатление, что в основу отношений с Советским Союзом невозможно положить принцип отказа от войны и сам пакт мог стать орудием подготовки войны против СССР. Чтобы нейтрализовать такую угрозу советская дипломатия изъявила готовность принять участие в его подготовке. Это вынуждены были принять во внимание западные державы. Советский Союз не только принял участие в пакте, но и стал инициатором подписания досрочного протокола к пакту о вступлении его в силу 9 февраля 1929 года. Кроме СССР протокол подписали Эстония, Латвия, Польша и Румыния. Затем к протоколу присоединились Турция, Ирак и Литва. Протокол содействовал развитию добрососедских отношений СССР с сопредельными странами, укреплению мира и безопасности в Восточной Европе и Азии. Таким образом, СССР во второй половине 20-х годов прочно утверждается на международной арене. Внешнеполитический курс советского правительства был продиктован стремлением прорвать дипломатическую изоляцию, которая началась с 1922 года, направлен на укрепление престижа советского государства, развитие экономического сотрудничества, решение проблем разоружения и международной безопасности. Наиболее благоприятно развивались отношения со странами Востока, с европейскими партнёрами они носили «маятниковый» характер (с Великобританией). В 1933году СССР был признан США, что содействовало развитию экономических взаимоотношений между этими странами. Приход к власти нацистов в Германии и начало японской агрессии против Китая привели к тому, что возникли две угрозы новой войны в Европе (Германия и Италия) и в Азии (Япония). На первое место в международных отношениях выходит проблема создания системы коллективной безопасности. Единства мнений в вопросе обеспечения безопасности между европейскими странами не было и СССР берёт дипломатическую инициативу в свои руки. 15 сентября 1934 года от имени 30 государств Советскому Союзу поступило предложение вступить в Лигу Наций, а 18 сентября 1934 года СССР был принят в эту организацию и стал членом её постоянного совета. Вступая в Лигу Наций СССР подверг критике те статьи её устава, которые предусматривали обязательное третейское разбирательство, рассматривая это как возможность для вмешательства во внутренние дела других государств [1, с.59]. СССР также возражал против тех положений устава, которые санкционировали войну для разрешения международных споров, выступал за расовое и национальное равноправие, настаивал на том, чтобы Лига приняла постановление, что все её члены считаются взаимно признавшими друг друга. СССР по-прежнему продвигал идею создания системы коллективной безопасности совместно с политическими деятелями Франции (Л.Барту, П.Бонкур), которые «сознавали опасность германской угрозы и искали путей противодействия этой угрозе»[5, т.1, с.122]. Был выдвинут проект так называемого Восточного пакта (осень 1934 года). Он предусматривал участие в нём СССР, Польши, Чехословакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Германии. Члены пакта должны были оказывать друг другу всяческую помощь, включая военную, в случае нападения. Однако правительства США, Великобритании и Германии выступили против заключения пакта. Англия убеждала СССР «подписать вместо пакта договор о консультациях и ненападении, по которому договаривающиеся стороны не брали на себя никаких обязательств» [5, т.1, с.122]. Наша страна резко выступила против дальнейшего вооружения Германии. И.В. Сталин в марте 1935 года в беседе с А. Иденом (будущий министр иностранных дел Великобритании) заявил, что нужно принять меры для того, чтобы помешать ей довооружаться. Эту же мысль высказал и нарком иностранных дел М.М. Литвинов. Он напомнил, «что, говоря о восточной экспансии, Гитлер хочет поймать на удочку западные государства. Но когда вооружения достигнут желательного для Гитлера уровня, пушки смогут начать стрелять совсем в другом направлении» [4, т.1, с.175]. Советской дипломатии, несмотря на противодействие противников системы коллективной безопасности в Европе, удалось добиться определённых успехов. 2 мая 1935 года был подписан франко-советский договор о взаимной помощи сроком на 5 лет. Однако между СССР и Францией не было заключено военной конвенции, что делало договор декларативным. 16 мая 1935 года договор о взаимной помощи был подписан с Чехословакией. Но во втором пункте договора было сказано, что «обязательства о взаимной помощи будут действовать только при условии, если помощь жертве агрессии будет оказана со стороны Франции» [4, т.1, с.178]. Эта оговорка была включена в договор по требованию президента Чехословакии Э. Бенеша, который хотел ограничить помощь со стороны СССР, боясь вступления Красной Армии на чехословацкую территорию. Договоры СССР с Францией и Чехословакией способствовали укреплению позиций сил, выступавших за организацию коллективного отпора нацистской агрессии. Они укрепляли «военно-стратегическое положение участников договоров и вынуждали Германию в случае агрессивных действий считаться с вероятностью войны на два фронта» [6,с.317]. Договоры могли бы стать надёжной базой общеевропейской системы международной безопасности. Однако этого не случилось, так как правительства Франции и Чехословакии отказались от соблюдения договоров и противодействия агрессии. Не дали результатов и переговоры о заключении регионального Тихоокеанского пакта, действие которого могло бы сорвать японскую агрессию в Азии. Из-за негативного отношения США и западных держав к подписанию пакта переговоры о его заключении в середине 30-х годов зашли в тупик.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Зварцев И.А. ВОПРОС РАЗОРУЖЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА // Вестник науки №6 (15) том 5. С. 108 - 112. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1876 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1876



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.