'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 89

Просмотры  127 просмотров

Илюхина О.В.

  


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
в современном образовательном пространстве вопрос формирования мотивации к обучению у учеников начальной школы остается одним из важнейших, влияющих на развитие способностей и потребности школьника к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Его актуальность обусловлена самой образовательной деятельностью, обновлением содержания образования и формированием у учащихся учебной мотивации к самостоятельному приобретению знаний.   

Ключевые слова:
младшие школьники, учебная мотивация, метод проектов   


Формирование мотивации к обучению у учеников начальной школы является одной из важнейших задач современного образования и играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности школьника к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.Учебная деятельность, по мнению многих исследователей, связана с учебным мотивом, мотивацией. При помощи мотивов и эмоций создается и проявляется психологическая окраска того или иного поведения, деятельности [1, с. 37].Наличие учебной мотивации является важным фактором успешности обучения младшего школьника (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Маркова А.К., Н.Н. Заваденко, А.М. Гельмонт и др.).Наряду с понятием «учебная мотивация», используются термины «учебная мотивация», «мотивация учебной деятельности», что обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (А.К. Маркова [2]), или сложная система мотивов (В.Я. Ляудис [3], М.В.Матюхина [4], Н.Ф. Талызина [5]).В основе учебной мотивации лежит познавательная потребность.[6] Которая достигается внедрением метода проектов. Исследования педагогов и методистов показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (А.М. Матюшкин [7], М.И. Махмутов [8], Т.И. Шамова [9] и др.).Было проведено исследование по формированию мотивации к обучению у учеников начальной школы в процессе проектной деятельности.Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Запорожской области «Шелюговской средней общеобразовательной школы № 36» Мелитопольского района.В исследовании принимали участие ученики четвертого класса начальной школы.Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:1) констатирующий,2) формирующий,3) контрольный.На констатирующем этапе исследования проведена диагностика мотивации к обучению у учеников начальной школы с помощью методики диагностики мотивации к обучению у учеников начальной школы Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений». Которая показала, что у учащихся чаще преобладают социальные мотивы, в то время как наиболее важными для успешной учебной деятельности являются познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, обеспечивающие преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывающие познавательную активность и инициативу.На формирующем этапе разработан и реализован комплекс уроков с использованием проектной деятельности, направленной на формирование мотивации к обучению у учеников начальной школы. Были разработаны учебные проекты по предметам математика, окружающий мир, технология и интегрированный урок-проект литературного чтения и ИЗО. Проектная деятельность дала возможность для включения учащихся в создание тех или иных проектов, освоения ими новых способов человеческой деятельности, практическому приложению знаний и навыков, что стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.На контрольном этапе проведена повторная диагностика мотивации к обучению у учеников начальной школы, которая показала, что в экспериментальной группе, где были реализованы учебные проекты, значительно сократилась доля учеников с преобладающими социальными мотивами с 64% на констатирующем этапе до 20 % на контрольном этапе. Возросла доля учащихся с преобладающими познавательными мотивами с 20 % до 52 %. У 28 % учеников экспериментальной группы на контрольном этапе выявлено сочетание познавательных и социальных мотивов учения, в то время как на констатирующем этапе доля таких учеников составляла 16 %.Таким образом, проведенное исследование показало, что использование проектной деятельности на уроках в начальной школе способствует формированию мотивации к обучению у учеников начальной школы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Илюхина О.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 586 - 589. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18760 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18760



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.