'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 90

Просмотры  76 просмотров

Касумян З.С.

  


ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (VR) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
в нашем прошлом уроки происходили традиционно: учитель рассказывал материал, обеспечивая наглядность за счет плакатов или иллюстраций, повторение и закрепление урока - в виде устного или письменного опроса. В наше время учителя дополнительно используют цифровые инструменты: компьютеры и мультимедиа. Но даже это не обеспечивает полноценного усвоения материала обучающимися, поскольку каждый ученик использует индивидуальные способы запоминания. Я же предлагаю новое средство, которое обеспечит мультимодальный опыт обучения, задействует несколько чувств, включая зрение, слух и осязание.Основные понятия: виртуальная реальность (VR, виртуальное пространство, дополненная реальность), игра, саморегуляция. Основные понятия и влияние виртуальной реальности на психику подростка.   

Ключевые слова:
виртуальная реальность, обучение, школа   


Виртуальная реальность — созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. (Википедия)Игра - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, а также на развитие определённых навыков и умений. (Википедия)Саморегуляция - способность личности к устойчивому функционированию в различных социальных системах и проявляющаяся в намеренной регуляции личностью своего поведения в соответствии с ценностно - нормативной системой социума.Впервые понятие искусственной действительности ввел американский компьютерный художник Майрон Крюгер в конце 1960-х годов. Причем, VR в форме различных симуляций используется в медицине, психотерапии, науке, творчестве и подготовке специалистов разного профиля.Но обычному обывателю об этом малоизвестно, так как он воспринимает искусственную реальность как игровое пространство, при этом, не учитывая ее возможности для обучения младшего (школьного) поколения. Впрочем, это касается не только обывателей, однако здесь уже другие причины, относящиеся скорее к финансовым вопросам и подбору специалистов способных создать соответствующие учебные предметные программы. К сожалению, малоизвестно о подобных разработках в принципе.К тому же известно, что виртуальная реальность, за счет своего влияния на все органы чувств, способен «убедить» мозг в действительности происходящего, а значит, напрямую влияет на психику человека. Причиной тому служат: • Натуральность и убедительность. • Интерактивность. Иначе говоря, взаимодействие с различными вещами и предметами.• Детализация виртуального пространства. Это дает возможность пользователю не просто увидеть огромное виртуальное пространство, но и изучить его.• Качественное оборудование, способное обеспечить бесперебойный процесс работы.• Эффект присутствия. Однако, на данный момент, крайне мало исследователей искусственного пространства. Вот заключение по этому поводу некоторых из них: сравнительный анализ, проведенный А.Е. Войскунским, Федуниной Н.Ю. относительно различия измененных состояний сознания (ИСС) и состояния присутствия (pгеsеnсе), основы ВР. А.Е. Войскунским было показано, что пребывание в ВР в отличие от ИСС (вызванных гипнозом, химическими препаратами и др.) не вызывает неадекватности мышления, не снижает степень рефлексии, не характеризуется наличием ощущения раздвоенности, «отчуждения собственного Я», «выхода из тела» и т.д. Что свидетельствует в пользу использования искусственного пространства в учебных целях.Частое же использование гаджетов приводит к речевой, умственной и ментальной деградации.Примером служит исследования проведенные на базе кафедры психологии, образования и педагогики факультета психологии МГУ, которые подтвердили, что пассивное сидение перед экраном монитора за видеоиграми - «догонялками» мало что дает ребенку. Что еще более печально, серьезно падает его обучаемость и заинтересованность в самообразовании.Дети, которые пользуются только развлекательным контентом, проигрывают по уровню саморегуляции сверстникам, которые умеют использовать гаджеты для общения, фотографии, навигации, поиска информации и для решения других, более сложных задач. К тому же, современные подростки больше воспринимают любую информацию аудиально и визуально. Именно поэтому я и предлагаю использовать искусственную реальность как один из инструментов образовательного процесса.Это позволит не только проводить более яркие и интересные уроки, независимо от школьного предмета, но и замотивирует учащихся в сторону получения знаний и самообразования.Для достижения соответствующей цели предлагаю ввести следующие виды уроков: 1. Урок с «полным погружением» в виртуальное пространство, создаст у учеников чувство сопричастности с изучаемым материалом, позволит изучить его в трехмерном пространстве. Для такого урока потребуется индивидуальные ограничители, очки VR и тактильные перчатки для использования в виртуальном пространстве.2. Урок с «частичным погружением» в искусственную среду даст возможность использовать все способы образовательного процесса: устное объяснение темы урока, работа с печатными, графическими и цифровыми носителями, письменные и устные опросы, так и употребление виртуальных ресурсов.3. Урок моделирование в виртуальной реальности - основная задача данного занятия в том, что ученик самостоятельно создает свой ответ в трехмерном пространстве искусственной среды, используя при этом не только речь, но и свое воображение. А теперь перейдем к практической части…Согласно условиям эксперимента, я выбрала троих учеников с разной успеваемостью: отличника, хорошиста и ученика с удовлетворительными оценками (УО). Основная цель данного исследования: измерить уровень запоминания информации с помощью традиционных методов обучения и после использования виртуального пространства. Первый этапЗаранее дала им домашнее задание на тему «Власть Великобритании над территории колоний в первой половине 19в».Затем проверила их знания тремя традиционными методами:1. Устный опрос.2. Тестирование.3. Самостоятельная учебная деятельность (автономный поиск информации по заданной теме)В итоге, на данном этапе работу выполнили:Отличник - все задания на «отлично».Хорошист - 1. Устный опрос - «отлично».2. Тестирование - «хорошо».3. Самостоятельная учебная деятельность - «хорошо».Ученик с УО - 1 Устный опрос - «хорошо».2. Тестирование - «неудовлетворительно».3. Самостоятельная учебная деятельность - «удовлетворительно».Кроме того, провела тестирование на тему «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ» (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА).Самый высший балл 80 получил отличник, хорошист получил 69 баллов, а ученик с с удовлетворительными оценками - 30 баллов.Причем последний учащийся получил больше всего балов за тревожность и самый малый балл - за мотивацию к учебе.Таким образом, делаем вывод, что традиционные методы обучения не всегда эффективны, так как в силу своего характера, внешних, внутренних обстоятельств и малой мотивации процесс обучения малоинтересен для такого учащегося.Второй этап.Он заключался в походе в дневной клуб виртуальной реальности. Тема урока внутри VR: «Виртуальное посещение дворца Романовых в Санкт-Петербурге». Использовались очки Oculus Quest 2 и сенсорные перчатки для усиления ощущений действительности.Разумеется, учебный материал на данную тему был подготовлен заранее. Но приводить его здесь не буду.Отмечу лишь, что положительно - эмоционально высказывались за подобные уроки в будущем.После окончания занятия в виртуальной реальности я провела опрос, тестирование и дала задание на описание одной из центральных комнат дворца по своему усмотрению.В итоге, на данном этапе работу выполнили:Отличник - все задания на «отлично».Хорошист - 1. Устный опрос - «отлично».2. Тестирование - «хорошо».3. Описание - «отлично».Ученик с УО - 1 Устный опрос - «хорошо».2. Тестирование - «удовлетворительно».3. Описание - «хорошо».Кроме того, провела тестирование на тему «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ» (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА).Самый высший балл 90 получил отличник, хорошист получил 75б, а ученик с с удовлетворительными оценками - 50б.Что интересно у всех троих повысился уровень мотивации обучения и самообучения, а вот гнев и тревога снизились до минимума.Таким образом, можно сделать следующие выводы:Уже сегодня есть масса возможностей, чтобы, не выходя из дома, получить новые знания различных направлений, посещая выставки в художественных музеях, галереях, например, Курто или Музей Сальвадора Дали. Не кажется фантастическим присутствие в прямом эфире на концерте любимой группы или спортивном матче в качестве болельщика. Что уж говорить о фильмах и мюзиклах, знакомство с которыми в виртуальной реальности поможет зрителю ощутить себя частью захватывающего действа. А если еще использовать данные возможности искусственной среды в школьном образовании, то уровень мотивации и запоминания учебной информации повысится в несколько раз. Это подтверждают исследования в различных странах.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Касумян З.С. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (VR) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 590 - 596. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18761 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18761



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.