'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 91

Просмотры  85 просмотров

Кийски Е.А.

  


ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОВСЕДНЕВНЫЕ СИТУАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена особенностям обучения счету детей с умственной отсталостью через повседневные ситуации. Рассматриваются теоретические основы и практический опыт применения различных методов и форм работы, направленных на формирование счетных навыков у данной категории обучающихся. Подчеркивается важность создания комфортной учебной среды, активного участия родителей и использования игровых методов. Статья также содержит конкретные примеры занятий и наблюдения за результатами, что делает её полезной для педагогов, работающих в сфере специального образования.   

Ключевые слова:
обучение счету, умственная отсталость, повседневные ситуации, игровые методы, сенсорно-эмоциональное восприятие   


Обучение детей с умственной отсталостью требует особого подхода, основанного на понимании их индивидуальных особенностей и потребностей. Счетный навык является одним из базовых, который может быть развит в контексте повседневной жизни. В данной статье мы рассмотрим методы и формы работы, направленные на обучение счету через актуальные жизненные ситуации, а также поделимся практическим опытом в данной области.Существующий острый дефицит эффективных методов обучения детей с умственной отсталостью вызывает необходимость в разработке новых подходов, которые помогут им адаптироваться и интегрироваться в общество. Поскольку математика представляет собой важную составляющую образовательного процесса, необходимо сосредоточиться на развитии базовых навыков, в том числе счета, которые могут быть использованы в повседневной жизни [1, с. 12-15].Обучение детей с умственной отсталостью представляет собой сложный процесс, требующий специального подхода и понимания индивидуальных особенностей учащихся. В этой части статьи мы рассмотрим ключевые аспекты, оказывающие влияние на обучение счету, включая особенности умственной отсталости, значение практического применения математических навыков в повседневной жизни, а также роль сенсорно-эмоционального восприятия.Умственная отсталость является развившимся в первые годы жизни состоянием, характеризующимся ограничениями в интеллектуальной функции и адаптивном поведении (American Psychiatric Association, 2013). Эти ограничения могут проявляться в различных формах, включая затруднения в понимании абстрактных понятий и недостаточную память [2, с. 34-36].Одним из основных принципов обучения детей с умственной отсталостью является создание учебной среды, в которой практическое применение знаний становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Финансовая грамотность, работа с деньгами и использование счета в повседневных ситуациях помогают учащимся осознать значимость математических умений [3, с. 25-29].Роль сенсорно-эмоционального восприятия в обучении.Сенсорные методы и эмоциональный подход к обучению играют ключевую роль в создании комфортной атмосферы для детей с умственной отсталостью. Дети в этом контексте воспринимают информацию через тактильные, визуальные и аудиальные каналы, что помогает им усваивать материал более эффективно [4, с. 15-19].Методы и формы работы по обучению счету через повседневные ситуации.Обучение счетным навыкам у детей с умственной отсталостью требует применения разнообразных методов и форм работы, которые учитывали бы их индивидуальные особенности. В этом разделе мы рассмотрим используемые методические приемы, примеры повседневных ситуаций для обучения, а также важность включения родителей в процесс обучения.Используемые методические приемы.1. Игровые методыИспользование игровых технологий становится одним из наиболее эффективных способов обучения детей с умственной отсталостью [5, с. 45-48].2. Манипулятивные материалыПрименение манипулятивных материалов (например, пластиковые счетные палочки, кубики, игрушки) обеспечивает наглядность и конкретность учебного процесса [1, с. 68-70].3. Сенсорные методикиСенсорное обучение включает в себя использование методов, которые активируют различные чувствительные каналы учащихся [3, с. 30-33].4. Ситуационные задачиСоставление ситуационных задач, где математические навыки применяются в реальных условиях, играет важную роль в закреплении полученных знаний [2, с. 50-52].Примеры повседневных ситуаций для обучения.1. Поход в магазинВ рамках занятия можно организовать "покупку" продуктов в игровой форме.2. Приготовление пищиВо время приготовления простых блюд можно задействовать детей, привлекая их к подсчету ингредиентов.3. Игры на свежем воздухеОрганизация игр на свежем воздухе, например, подсчет шагов.4. Создание поделок При создании поделок дети могут считать детали, необходимые для работы.Включение родителей в процесс обучения.Активное участие родителей в обучении ребенка способствует его социальной интеграции и развитию. Организация совместных мероприятий для родителей и детей позволяет укреплять связи внутри семьи и создает положительный опыт совместного обучения [4, с. 24-26].Конкретные примеры занятий1. Занятие в классе: "Путешествие в магазин" - Цель: формирование навыков счета.- Организация: создание макета магазина, где дети "покупают" продукты.2. Урок на свежем воздухе: "Подсчет шагов" - Цель: развитие навыков счета через физическую активность.- Организация: соревнования по подсчету шагов и находок.3. Занятие в классе: "Приготовление салата" - Цель: использование математики в кулинарии.- Организация: нарезка овощей с подсчетом количества.4. Полевые исследования: "Поход в парк" - Цель: исследование природы и сбор информации для счета.- Организация: сбор материалов и подсчет находок [5, с. 39-41].Результаты и наблюдения1. Повышение мотивации Использование практических ситуаций способствует повышению интереса детей к обучению.2. Развитие социальных навыков Работа в группах или парах способствует развитию социальных навыков.3. Устойчивые математические навыки Практическое применение знаний помогает детям осознать важность счета в реальной жизни [1, с. 70-73].Таким образом, обучение счетным навыкам у детей с умственной отсталостью является актуальной задачей, требующей комплексного подхода и использования разнообразных методов. Надеемся, что представленный опыт и рекомендации будут полезны педагогам и помогут им достигать новых высот в образовательном процессе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кийски Е.А. ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОВСЕДНЕВНЫЕ СИТУАЦИИ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 597 - 602. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18762 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18762



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.