'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 96

Просмотры  72 просмотров

Одышева Е.Н.

  


АКТИВНЫЕ ФОРМЫ, ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПО ВЫРАБОТКЕ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НАВЫКА БЕГЛОГО, ПРАВИЛЬНОГО, ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье представлены методические приемы, которые помогут учащимся с ОВЗ (умственной отсталостью) овладеть навыком беглого, правильного, выразительного и осознанного чтения. Раскрывается роль этих навыков в успешности всего обучения ребенка, а также в социальной адаптации в будущем.   

Ключевые слова:
умственная отсталость, беглое чтение, правильное чтение, выразительное чтение, формы обучения, социальная значимость   


В учебном плане школы для учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью) предмет «Литературное чтение» занимает центральное место. Велика роль чтения в развитии каждого ребенка. «Чтение – это окошко в мир, через которое дети видят и познают мир и самого себя», – писал великий педагог В. А. Сухомлинский. Для умственно отсталого ребенка это не только средство познания мира, но и возможность коррекции недостатков психического развития. От степени овладения навыком чтения зависит и успешность всего обучения. Психолог Б. Г. Ананьев отмечал, что «прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма».Актуальность проблемы подтверждает и тот факт, что исследования о нарушениях чтения у умственно отсталых школьников широко представлены в дефектологической науке. Это работы отечественных ученых: А. К. Аксёновой, Б. Г. Ананьева, И. М. Бгажноковой, В. В. Воронковой, Н. Г. Галунчиковой, Р. И. Лалаевой, М. И. Шишковой и др.В Федеральном государственном образовательном стандарте обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сказано, что результатом обучения должно стать «осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи». Таким образом, подтверждена задача формирования четырех компонентов качества чтения: беглости, правильности, выразительности и осознанности. Для учащихся коррекционной школы чтение – это один из самых сложных предметов. Дважды в год мы проверяем у детей технику чтения. Попробую показать результаты на примере 6 – 9 классов. Обследованы были 40 учащихся из 6, 7, 8, 9 классов. Ниже представлены результаты обследования.1. Способ чтения: чтение целыми словами – 20 учащихся (50%), комбинированное чтение - 12 (30%), слоговое чтение - 4 (10%), не умеют читать 4 человека, т. е. 10%2. Правильность чтения: прочитали без ошибок 9 учащихся (23%), остальные учащиеся допустили ошибки. Основные ошибки: пропуски, замены, перестановки букв, неправильное чтение окончаний, слияние конца слова с началом следующего, потеря строки. Очень часто наблюдается «орфографическое» чтение, например: потому что, скучный, счастье, большого и т.д.3. Выразительность чтения: темп, логические ударения, паузы – 6 учащихся, что составляет 15%4. Осознанность чтения: самостоятельный пересказ – 12 человек (30%), пересказ по вопросам- 17 учащихся (42%), фрагментарный – 5 (13%), не поняли смысла прочитанного – 6 человек (15 %)Как мы видим, формирование навыков чтения и речевых умений у учащихся с интеллектуальными нарушения является сложным процессом. Конечно, в старших классах ситуация выправляется, но проблемы остаются.Беглость – это скорость чтения, которая определяется количеством печатных знаков за единицу времени, обычно за 1 мин.Хотелось бы обратить внимание педагогов на тот факт, что развитие навыка беглого чтения не должно являться самоцелью для учителя. Как показывает практика, большинство умственно отсталых школьников не овладевают этим навыком в силу свойственных им особенностей интеллектуального и речевого развития. Поэтому такой критерий, как скорость чтения, который в старых программах был обозначен количеством слов, прочитанных за минуту, ушел в прошлое. Более важным является другой критерий – способ чтения. Не забываем также, что скорость чтения у умственно отсталых детей зависит от многих факторов: от информационной составляющей текста, его типа (текст повествовательного характера воспринимается лучше), лексики, синтаксических конструкций.Опыт показывает, что для ребенка с интеллектуальными нарушениями чтение целыми словами, безошибочное, с соблюдением норм орфоэпии, пауз в интервале 80-90 слов в минуту хорошо воспринимается и тем, кто читает, и аудиторией. В своей работе я использую следующие приемы в работе над беглостью чтения: Беглость чтения снижается, если ученик встречает в тексте непонятные ему слова и выражения или слова, сложные по структуре. Поэтому перед чтением текста отрабатывается орфоэпически правильное чтение таких слов, а также объясняется значение незнакомых слов и выражений. «Жужжащее» чтение. В течение одной минуты учащиеся читают вполголоса, потом подсчитывают количество прочитанных слов.Подготовленное (опережающее) чтение.Многократное прочтение текста со сменой задания. Видов работы здесь много: чтение как ответ на вопрос, подбор текста к описанию героя, к иллюстрации, деление текста на части, чтение по ролям.Правильное чтение – это чтение безошибочное. В идеале дети должны читать тексты правильно, целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. К сожалению, чтение, отвечающее указанным требованиям, встречается нечасто. По результатам обследования только 23% учащихся смогли прочитать текст без ошибок . Такая тенденция имеет стойкий характер и сохраняется в старших классах.Самым распространенным приёмом в процессе работы над правильностью чтения является речевая зарядка или разминка. Цель этих специальных упражнений – выработка правильного воспроизведения слогов и слов. В 5-9 классах время учителя ограничено, но вполне возможно проведение речевой зарядки с разными заданиями. Оптимальное время речевой зарядки – начало или конец урока. Это занимает немного времени и может стать полезной традицией. Приведу в качестве примера некоторые упражнения для 5-6 классов:Прочитай слова, отличающиеся одной буквой: корона-корова, шлюпка-шляпка, кран-краб.Прочитай слова, состоящие из одинаковых букв: атлас - салат, уклон -клоун, осколок - колосок, пальто - лапоть, ромашка – мошкара.Чтение слов, в которых есть определенный звук. Чтение слов с разным приставками, суффиксами: подумать, передумать, додумать, продумать, обдумать, верблюдица, верблюжонок, верблюжья (шерсть)Найди спрятавшиеся слова: ЛЕВОБЕЗЬЯНАЖИРАФЧтение скороговорок, предложений. Над одним предложением можно работать несколько уроков, добавляя в него новые слова. Обязательным на уроке чтения является проведение звуко-буквенного анализа сложных слов и слоговых структур, которые встретятся в тексте. Длинные или трудные слова ученики читают сначала по слогам медленно, другой раз быстрее и, наконец, соответственно темпу разговорной речи. Конечно, способствует повышению правильности чтения многократное чтение текста со сменой заданий. Об этом было уже сказано в части о формировании беглости чтения.Выразительность чтения (темп, логические ударения, паузы) – это самая трудно решаемая проблема в коррекционной школе. Детей, которые выразительно читают текст, – единицы. Следует заметить, что проблема выразительности чтения в специальной литературе не получила такого подробного освещения, как вопросы формирования других компонентов. Для формирования навыка выразительного чтения считаю возможным вводить следующие понятия: логическое ударение (главное слово), пауза, повышение голоса, понижение. Дети хорошо воспринимают и условные обозначения данных понятий. Логическое ударение удобно отрабатывать на отдельных предложениях. А если это предложение состоит из нескольких слов и дети читают по очереди, выделяя голосом подчеркнутое слово, то такая работа превращается в соревнование. Например, работа над предложением Если дружба велика, будет Родина крепка.Если дружба велика, будет Родина крепка.Если дружба велика, будет Родина крепка.Если дружба велика, будет Родина крепка.Если дружба велика, будет Родина крепка.Если дружба велика, будет Родина крепка.Постановку логического ударения, расстановку пауз, повышение и понижение голоса можно отрабатывать на небольших стихотворных текстах, записанных на доске. Здесь нам и понадобятся условные обозначения. Этот прием называется интонирование текста. В методической литературе очень много образцов такой работы.Образец чтения показывает учитель, а затем ученики пробуют свои силы. Сначала заучивается первая строчка, дети повторяют её хором, по одному, с закрытыми глазами. Аналогично проходит работа над второй строчкой, затем первые две строчки повторяются вместе. Далее аналогично идёт работа над следующими двумя строчками стихотворения.Никакие методические приемы не заменят яркое, эмоциональное, выразительное чтение учителя. Я использую прием «вслед за учителем». Учитель читает небольшой отрывок. Ученик, которого называет учитель, повторят чтение данного отрывка, стремясь передать интонацию, темп учителя, и прочитывает текст далее. Учитель снова вступает в чтение, и другой ученик читает вслед за ним. Что это дает? Ученики стараются копировать учителя и переносят его манеру чтения на неподготовленный отрывок.Осознанность чтения трактуется как понимание текста. Это самое главное в чтении, т. к. без понимания все остальные качества чтения полностью теряют свою значимость. Осознанность чтения тесно связана с правильностью. Текст, в котором искажены слова, недоступен для понимания. Огромную роль для понимания текста играет и синтаксическая структура предложения. Следовательно, необходимо учить детей при чтении соблюдать знаки препинания, т. к. в основе правил постановки знаков препинания лежит смысл высказывания. Приведу примеры работы учителя над осознанностью чтения учащимися:объяснение значения новых слов и выражений,формулирование главной мысли произведения,выстраивание последовательности событий,установление причинно-следственных связей, деление текста на законченные по смыслу части,озаглавливание частей текста,коллективное составление плана,сравнительная характеристика героев и т. д. Не так часто педагоги используют такой прием, как чтение с остановками. Текст читается по частям, каждая часть анализируется. Учитель находит удачный момент для остановки и предлагает ученикам выбрать возможный вариант продолжения повествования. Этот прием позволяет учителю видеть, насколько понимают и осмысливают дети основную мысль произведения.Для умственно отсталых школьников сформулировать вопрос к отдельному предложению – задача непростая. А если надо задать вопрос к целому произведению, это доступно немногим. Большинство детей задают вопросы, требующие односложного ответа. Я учу детей задавать такие вопросы, чтобы они заставляли размышлять, сравнивать, делать выводы. Заданный учеником вопрос – для меня показатель восприятия текста. Дефектолог М. И. Шишкова предлагает использовать «подстановочные таблицы». Таблица состоит из двух частей. Левая часть – это начальные слова вопросов: Почему…? Какие мысли…? Какие чувства…? и т. д. В правой части записываются отдельные эпизоды из произведения, о смысловом содержании которых можно спросить, используя предложенный вопрос.Для ученика с интеллектуальными нарушениями овладение навыком чтения – это предпосылка успешной успеваемости по другим предметам, возможность социальной адаптации в обществе в будущем. Вся работа по формированию у учащихся навыков беглого, правильного, выразительного и осознанного чтения должна протекать в единстве. В школе для учащихся с ОВЗ это работа всего педагогического коллектива. Безусловно, такая общая целенаправленная работа должна принести положительные результаты.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Одышева Е.Н. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ, ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПО ВЫРАБОТКЕ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НАВЫКА БЕГЛОГО, ПРАВИЛЬНОГО, ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 621 - 628. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18767 (дата обращения: 28.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18767



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.