'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 5
  4. Научная статья № 20

Просмотры  143 просмотров

Зварцев И.А.

  


ПОЗИЦИЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ М. М. ЛИТВИНОВА ПО ВОПРОСАМ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СБЛИЖЕНИЯ С ФРАНЦИЕЙ *

  


Аннотация:
Действиям агрессоров Советский Союз противопоставил активную борьбу за мир. Советское правительство исходило из того, что легче предотвратить пожар войны, чем погасить его. Все усилия советской дипломатии были направлены к недопущению агрессии как таковой, а во второй половине 30-х годов СССР, используя все возможные дипломатические средства, старался не допустить дальнейшего распространения агрессивных устремлений Японии, Германии и Италии. Но Запад упрямо не слышал советских дипломатов   

Ключевые слова:
Лига наций, НКИД, ЦК ВКП(б), М.М. Литвинов, В.С. Довгалевский   


В истории борьбы СССР за мир, против агрессии особое место занимают начавшиеся в конце 1933 г. по инициативе Советского правительства переговоры о заключении многостороннего пакта, призванного обеспечить мир и безопасность в Центральной и Восточной Европе. Советский Союз заинтересован в укреплении мира повсюду, - писали «Известия», - ибо при теперешнем напряжении международных отношений вооруженное столкновение между великими державами, где бы оно ни началось, имело бы тенденцию перерасти в мировую войну. Тем более СССР заинтересован в сохранении мира в Восточной Европе. Советская внешняя политика немало сделала для укрепления мира на границах нашей страны. Со многими государствами были заключены договоры о ненападении, что означало, что основой их отношений был признан принцип мирного сосуществования. Существенным вкладом в дело мира было подписание Советским Союзом с рядом стран конвенции об определении агрессии и другие меры. Единственной возможностью предотвратить агрессию, сохранить мир в Европе стало сплочение сил всех стран, которым угрожала агрессия со стороны фашистской Германии. Путем к этому было заключение между государствами, оказавшимися под угрозой агрессин, двусторонних или многосторонних договоров о взаимной помощи, создание в Европе эффективной системы коллективной безопасности. ЦК ВКП (б) и Советское правительство считали, что в условиях, когда германский империализм снова встал па путь агрессии, особое значение в борьбе за сохранение мира имело бы установление тесного сотрудничества между СССР и Францией. В Отчетном докладе ЦК ВКП (б) XVII съезду партии отмечалось, что если интересы СССР требуют сближения с теми или иными странами, то мы идем на это дело без колебаний. Во время визита в Париж нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов отметил 7 июля 1933 г. в заявлении представителям французской прессы: «Ни наши политические, ни наши экономические интересы не сталкиваются с интересами Франции пи в одном пункте земного шара, и пет поэтому, на наш взгляд, никаких препятствий к дальнейшему сближению как политическому, так и экономическому» [3; с.36]. Нарком с удовлетворением констатировал, что мирная политика Советского Союза находит все большее и большее понимание во Франции. В беседе с крупнейшим французским политическим деятелем Эдуардом Эррио, находившимся в Советском Союзе в августе - сентябре 1933 г., М. М. Литвинов заявил о твердом решении и желании СССР идти на дальнейшее сближение с Францией. В качестве одного из первых шагов к этому Советское правительство предложило французскому правительству заключить джентльменское соглашение об обмене информацией [3; с.37]. 20 октября Ж. Поль-Бонкур в беседе с В. С. Довгалевским, ссылаясь на  соответствующие высказывания некоторых советских дипломатов, отметил, что со временем, действительно, может встать вопрос о дополнении советскофранцузского пакта о ненападении 1932 года пактом о взаимопомощи. 31 октября в беседе с М. М. Литвиновым в Париже Ж. Поль-Бонкур «упоминал несколько раз о взаимной помощи в дополнение к пакту о ненападении». Он поднял также вопрос о желательности в этой связи вступления СССР в Лигу наций [1; с.577]. В беседе с советским полпредом во Франции 19 и 22 ноября французский министр иностранных дел высказался за создание прочного барьера против натиска гитлеровской Германии. Французские предложения были рассмотрены в ЦК ВКП (б), и 29 ноября Народному комиссариату иностранных дол было поручено сообщить французскому правительству, что СССР согласен обсудить вопросы о заключении с Францией договора о взаимопомощи и вступлении СССР в Лигу наций. НКИД писал полпреду во Франции, передавая эти указания: «Можете на основе этих директив начать беседу с Бонкуром. Результаты сообщите» [1; с. 695]. На следующий же день В. С. Довгалевский имел соответствующую беседу с французским министром, который выразил большое удовлетворение в связи с готовностью Советского правительства обсудить оба вопроса [1; с. 696]. Через несколько дней Ж. Поль-Бонкур отметил, что вступление СССР в Лигу наций облегчило бы переговоры по вопросу о взаимопомощи, которые в противном случае будут очень затруднены, ибо взаимопомощь не будет гармонировать с пактом Лиги наций. Из его слов вытекало, что он считал желательным участие в таком договоре о взаимопомощи также Польши. «Польше трудно будет увильнуть от участия в договоре о взаимопомощи,- сказал он, - если СССР станет членом Лиги» [1; с.725]. 10 декабря М. М. Литвинов отмечал в телеграмме полпреду в Париже, что мы взяли твердый курс на сближение с Францией. Довгалевский был вызван в Москву, с тем чтобы получить обстоятельные указания о дальнейших переговорах с французским правительством. Приветствуя в принципе французские предложения, Советское  правительство считало все же более целесообразным для обеспечения сохранения мира в Европе заключение не двустороннего советско-французского договора (как-то согласованного с франко-польским союзом), а многостороннего соглашения о коллективной безопасности, в котором приняли бы участие и другие заинтересованные государства. 19 декабря 1933 г. Политбюро ЦК ВКП (б) одобрило следующие конкретные предложения НКИД (от 19 декабря), предназначенные для передачи французскому правительству: «1) СССР согласен на известных условиях вступить в Лигу наций. 2). СССР не возражает против того, чтобы в рамках Лиги наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии. 3). СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участием Франции и Польши. 4). Переговоры об уточнении обязательств будущей конвенции о взаимной защите могут начаться по представлении Францией ... проекта соглашения. 5). Независимо от обязательств по соглашению о взаимной защите участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и, по возможности, материальную помощь также в случаях военного нападения, не предусмотренного самим соглашением...» [1; с. 876-877]. В процитированном документе в краткой и сжатой форме изложены важнейшие принципиальные установки, которые легли в основу развернутой коммунистической партией и советским правительством борьбы против нарастания угрозы новой мировой войны. Поэтому необходимо рассмотреть главные из них более подробно. Во-первых, в отличие от французской инициативы о заключении двустороннего советско-французского пакта, Советский Союз выступал за подписание более широкого договора. Советское правительство считало основной задачей предотвращения войны обуздание фашистских агрессоров. М. М. Литвинов говорил, что цель предложенного Советским Союзом регионального пакта - «предотвратить самую возможность конфликта», что он «представляет из себя мощное средство сохранения мира, ибо он отбивает охоту к нападению у тех, у кого эта охота сейчас существует» [2; с.510]. Излагая позицию СССР по этому вопросу, советская печать подчеркивала, что политика региональных пактов принципиально отличается от политики союзов. Военные союзы империалистических держав были соглашениями одних против других. В отличие от них, предлагаемый региональный пакт, был призван коллективными усилиями обеспечить мир в определенном районе и никакой угрозы ни для кого не представлял. Это был не пакт войны, а пакт мира. Во-вторых, следует остановиться на перечне стран, которые, согласно советскому предложению, намечалось привлечь к участию в региональном соглашении о взаимной защите от агрессии со стороны Германии. Особое значение имело содержащееся в советском предложении условие о том, что в этом региональном пакте обязательно должны принимать участие Франция и Польша. Это были страны, которым серьезно угрожала опасность нападения со стороны фашистской Германии, но которые при тесном сотрудничестве совместными усилиями были в состоянии обуздать германских агрессоров. В военно-стратегическом плане это предложение означало, что в случае новой войны Германии, как и в первой мировой войне, пришлось бы воевать на два фронта - на западе и на востоке. Для безопасности СССР огромное значение имело прочное гарантирование этим региональным пактом сохранения независимости Польши, так как, пока существовала самостоятельная Польша, Германия не имела удобных подступов к советским границам. Поэтому СССР был готов внести максимальный вклад в дело обеспечения независимости и неприкосновенности Польши, защиты ее от германской агрессии [4; с.122]. Советскому Союзу приходилось считаться с опасностью нападения не только со стороны фашистского рейха, но одновременно и со стороны Польши (между обоими государствами в ноябре 1933 г. начались секретные переговоры).  Как отмечал М. М. Литвинов, в таких условиях французские гарантии имели бы для СССР существенное значение «против Германии и эвентуально против Польши или комбинации этих двух стран» [2; с.411]. Таким образом, уменьшилась бы опасность участия Польши в нападении на СССР. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в предложенном региональном соглашении о взаимной защите от агрессии со стороны Германии предполагалось участие подавляющего большинства соседей фашистского рейха. Таким образом, в случае германской агрессии против одного из соседних государств фашистский рейх оказался бы в состоянии войны почти со всеми пограничными странами, что резко осложнило бы его стратегическое положение. В-третьих, о Лиге наций. К 1933 г. место Лиги наций в системе международных отношений коренным образом изменилось. Мировые позиции Франции и Англии ослабли, и Лига наций уже не могла являться сколько-нибудь надежным орудием обеспечения их господства в мире. Но она могла сыграть определенную положительную роль как одно из средств обеспечения коллективной безопасности, внести свой вклад в дело борьбы против агрессии, за укрепление мира и международной безопасности. В-четвертых, еще один важный момент, связанный с советским предложением о Восточном пакте. В этом предложении говорилось, что участники регионального пакта обязаны оказывать друг другу поддержку и в том случае, если они подвергнутся нападению со стороны государства, не являющегося участником этого пакта. В этом пункте имелась в виду прежде всего та опасность, которая угрожала в то время Советскому Союзу со стороны милитаристской Японии. Когда Франция выдвинула предложение о заключении с СССР договора о взаимной помощи, Советское правительство сразу же поставило вопрос о том, имеет ли Франция в виду и взаимную помощь на Дальнем Востоке. Французское правительство изъявляло готовность заключить с СССР только такой договор, который был бы направлен против германской агрессии. В советской печати подчеркивалось, что укрепление мира в Европе может отбить  охоту к войне у любителей военных авантюр на Дальнем Востоке. Ведь Восточный пакт был бы дополнительной гарантией мира на советских западных границах, что позволяло бы Советскому правительству уделять больше сил и внимания борьбе против дальневосточного агрессора. Выступая 29 декабря 1933 г. на заседании ЦИК СССР, М. М. Литвинов подчеркнул, что «обеспечение мира не может зависеть только от одних наших усилий и требует сотрудничества и содействия других государств» [3; с.54]. Стремясь поэтому к установлению и к поддержанию дружественных отношений со всеми государствами, СССР уделяет особое внимание укреплению отношений к максимальному сближению с теми из них, которые, как и Советский Союз, заинтересованы в сохранении мира и готовы оказывать противодействие нарушителям мира. Речь идет, сказал он, «о сотрудничестве для законной самозащиты всех тех, кто не заинтересован в нарушении мира, дабы никому не повадно было покушаться на мир. СССР со своей стороны готов к осуществлению этой задачи, ибо работа в этом направлении диктуется интересами трудящихся всего мира, безопасностью всех народов, в том числе, конечно, и народов Советского Союза. Народы, как паши, давшие максимальные доказательства своего миролюбия и уважения к чужой безопасности, имеют максимальное право и на свою собственную безопасность» [3; с.55]. Своим предложением о заключении регионального соглашения о взаимной защите от агрессии со стороны Германии Советское правительство начало новый этап активной борьбы за мир и безопасность в Европе. Принципиальная, решительная борьба СССР против агрессии встретила широкое признание и поддержку народных масс всех европейских стран. 28 декабря 1933 г. советский полпред в Париже В. С. Довгалевский передал изложенные выше предложения о заключении регионального соглашения министру иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкуру. Ознакомившись с ними, французский министр не мог не признать, что они имеют исключительное значение для сохранения мира. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Зварцев И.А. ПОЗИЦИЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ М. М. ЛИТВИНОВА ПО ВОПРОСАМ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СБЛИЖЕНИЯ С ФРАНЦИЕЙ // Вестник науки №6 (15) том 5. С. 113 - 120. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1877 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1877



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.