'
Рагожина О.А.
САМОРАЗВИТИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы профессионального развития учителя, составляющей которого является саморазвитие. Описываются содержательные линии профессионального развития, раскрывается сущность профессионального сообщества как самообучающейся организации. Анализируются возможности повышения профессиональных компетенций педагогов в рамках деятельности профессионального сообщества.
Ключевые слова:
профессиональное развитие, педагог, профессиональное сообщество, самообучающаяся организация
Современное общество стремительно преображается, что происходит под влиянием таких тенденций, как цифровизация, автоматизация, рост населения, изменения климата и экологии, преобразование социальных институтов и др. Новые реалии вызывают необходимость трансформации системы образования, которая должна удовлетворять запросы как каждой отдельной личности и общества, так и работодателей. Одним из главных ресурсов, который обеспечивает новый уровень образования, является профессиональная компетентность учителя, а ее основой – саморазвитие.В структуре профессионального развития учителя следует выделить следующие содержательные линии.1. Повышение предметной компетентности, которая обеспечивает не только проникновение и понимание сути преподаваемого предмета, ее раскрытие обучаемым, но и самой методологии преподавания. Развитие предметной компетентности осуществляется в процессе изучения различных источников: специальной литературы, электронных ресурсов, а также профессионального общения с коллегами и экспертами в этой области.2. Совершенствование методических компетенций, чему способствует формальное и неформальное образование, обмен педагогическим опытом и различных дополнительных материалов в печатном и электронном формате.3. Развитие профессиональных компетенций, связанных с формированием личности обучающегося, со способностью выявлять их психолого-педагогические особенности, учитывать интересы и мнения и на основе полученной информации конструировать персонализированные образовательные траектории.4. Развитие профессиональных компетенций в области исследовательской и проектной деятельности, ориентированных на создание инновационных продуктов, включая методики, программы и др., а также оценки эффективности педагогической деятельности.В конце 80-х гг. XX века многими учеными были выдвинуты предположения, что успех в будущем ожидает те компании, которые будут выступать как «самообучающиеся организации», что привело к появлению различных теорий, посвященных самообучающимся организациям.На рисунке 1 представлены некоторые трактовки термина «самообучающаяся организация» зарубежными исследователями.Рис. 1. Определение самообучающейся организации зарубежными исследователями [1, 2, 3, 4].Разнообразные трактовки определений зарубежных исследователей объединяют две позиции:- мобильные изменения во внешней и внутренней среде вызывают необходимость непрерывного обучения и переобучения сотрудников компании, что является залогом поддержания необходимого уровня конкурентоспособности,- каждая компания стремится к повышению эффективности своей деятельности, что обеспечивается совершенствованием всей организации, как единого организма, и каждого ее члена, требует непрерывного пополнения знаний, умений и опыта практической деятельности.В России самообучающиеся организации были предметом исследования таких ученых, как Т.А. Галынчик [5], Г.А. Игнатьевой [6], Н.Н. Каргиной [7], Е.И. Комарова [8].На рисунке 2 приведены их трактовки термина «самообучающаяся организация».Рис. 2. Определение самообучающейся организации отечественными исследователями [5, 7, 8, 9].К характеристикам самообучающейся организации относятся:- создание условий для непрерывного обучения и самообучения сотрудников организации, способствующее повышению мотивации и овладению ими современными технологиями, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации,- предоставление необходимой ресурсной базы соответствующего содержательного и технологического уровней для обеспечения конкурентоспособности организации,- ориентация на повышение уровня профессиональных компетенций сотрудников как ключевого фактора перспективного развития организации.Саморазвитие педагогов в условиях образовательной организации может быть организовано посредством формирования профессионального сообщества, которое выступает как самообучающаяся организация. Ее деятельность может быть представлена следующими положениями.1. Профессиональное развитие педагогов в рамках деятельности самообучающейся образовательной организации носит управляемый характер. Проектируется как сочетание обучения и самообучения посредством разработки и реализации программы развития профессиональных компетенций в рамках общей стратегии развития образовательной организации.2. Самообучение выступает источником возникновения инноваций в образовательной среде, в процессе реализации которых обеспечивается профессиональный и личностный рост педагогов.3. Оценка профессионального развития должна включать как результаты, так и продукты педагогической деятельности в. В качестве одного из основных критериев необходимо рассматриваться качество образования, показателями которого служат учебные и внеучебные достижения учащихся, удовлетворённость образовательным процессом (учащиеся, родители). Другим критерием следует выбирать представление педагогического опыта педагога (методические разработки, проекты, публикации и др.).4. Эффективность профессионального развития педагогов зависит от понимания и разделения всеми педагогами общих целей стратегического развития образовательной организации. Это достигается реализацией корпоративного подхода к повышению уровня кадрового потенциала. Корпоративный подход, в свою очередь, предполагает проведение командного обучения, в котором участвует весь коллектив, включая администрацию. Команды могут формироваться как на основе преподаваемых предметов, так и выявленных дефицитов, например, по конструированию индивидуальных образовательных траекторий обучаемых или организации проектной деятельности. Для администрации (завучи, директор) целесообразно проводить специальные сессии с привлечением педагогов, ориентированных на инновационную деятельность и тех, кто пользуется уважением в коллективе.5. Для стимулирования педагогов к профессиональному развитию, важной составляющей которого является саморазвитие, необходимо применять меры материального и нематериального поощрений, в том числе различные формы профессионального признания, включая представление и диссеминацию педагогического опыта, участие в конкурсах педагогического мастерства, придания особого статуса, предоставление комфортного режима работы и др.Для повышения эффективности саморазвития в образовательном учреждении следует сформировать пул наставников, как из самих педагогов, так и привлеченных специалистов – ученых, экспертов и др. Педагог может иметь несколько наставников в зависимости от его дефицитов, интересов и потребностей. Если ему необходима помощь в повышении компетенций в области преподавания своего предмета, он может обратиться к менторам – более опытным педагогам, экспертам в области методики преподавания, которые могут направить и подсказать методические приемы, указать необходимые печатные и электронные ресурсы.По вопросам социализации и взаимодействия с учащимися, их родителями, наиболее эффективно обратиться к тьютору – более опытному коллеге для того, чтобы получить совет, как системно организовать педагогическую деятельность.Для исследовательской деятельности, которая является непременным атрибутом современного педагога, необходим коуч, который даст советы как сформулировать цели и задачи исследования, правильно организовать эксперимент, проверить эффективность, подготовить публикацию. Для этого уже потребуется эксперт, который может быть преподавателем вуза – партнера, ученый или другой специалист.И, наконец, создание и реализация инновационных проектов, общих для всего образовательного учреждения, требует привлечения фасилитаторов, в роли которых выступают ведущие эксперты в определенной области.Профессиональное развитие педагогов может осуществляться в рамках различных моделей самообучающегося профессионального сообщества (клуб, педагогическая мастерская и др.), включая использование технологии наставничеств, которые обогащают педагогов, позволяя своевременно устранять дефициты, стимулировать исследовательскую активность, включаться в реализацию инновационных проектов, направленных на развитие не только отдельного педагога, но и всей команды образовательного учреждения.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Рагожина О.А. САМОРАЗВИТИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 645 - 652. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18770 (дата обращения: 30.04.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*