'
Райзер Е.Л.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ С СЕПАРАЦИЕЙ ОТ РОДИТЕЛЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ *
Аннотация:
в статье описывается исследование взаимосвязи нарушений здорового поведения с сепарацией от родителей и привязанностью в юношеском возрасте у студентов АлтГПУ в возрасте от 18 до 21 года 1-4 курсов обучения.
Ключевые слова:
нарушения здорового поведения, сепарация, привязанность
На основе обзора теоретических источников мы выдвинули гипотезу о том, что существует взаимосвязь между нарушением здорового поведения с сепарацией от родителей и привязанностью в юношеском возрасте.В исследовании приняли участие 100 студентов Алтайского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 21 лет. Среди респондентов студенты с 1 по 4 курсы, 9 юношей и 91 девушка.На первом этапе были проанализированы результаты по опроснику нарушений здорового поведения (Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова).Было выявлено, что наименьший разрыв между показателем среднего значения по опроснику и уровню нормы отмечен по шкалам: «Нарушение питания», «Низкий самоконтроль», «Эмоциональная некомпетентность» и «Саморазрушительное поведение». Так, опрошенные студенты имеют склонность к нарушениям пищевого поведения, тягу к перееданию или наоборот, изнурению себя достаточно жесткими диетами. Они используют неэффективные стратегии поведения, оказавшись в стрессовой ситуации, а также, могут осознанно заниматься саморазрушением организма через употребление различных психоактивных веществ, занятий незащищенным сексом и т.д.Далее был проведен корреляционный анализ при помощи критерия Пирсона по всем шкалам эмпирических методик исследования.В связи с большим количеством выявленных связей, приведем анализ корреляционных граф по каждой из шкал опросника нарушений здорового поведения (Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова).Было выявлено следующее:- тяга к курению выше у тех студентов, которые имеют сложности в эмоциональной, аттитюдной и функциональной сепарации с отцом. Также они демонстрируют слабую привязанность к отцу, низкую степень доверию ему и нежелание коммуницировать. А вот маму и близких друзе они готовы принимать и общаться с ними,- студенты, склонные к расстройствам и нарушениям питания имеют слабую эмоциональную связь с отцом, но чересчур сильную с матерью. Подобный дисбаланс во взаимоотношениях с родителями разного пола может привести к последствиям вплоть до расстройств потребления пищи, - пренебрегают своей физической и психической безопасностью те студенты, которые имеют длительные неразрешающиеся конфликты с матерью и отцом, а также не готовы вступать в близкие доверительные отношения ни с родственниками, ни друзьями.- студенты, склонные к употреблению алкоголя имеют длительные конфликты с обоими родителями, демонстрируют сниженный уровень доверия и привязанности к отцу, однако они эмоционально зависят от него и их поведение выстраивается в соответствии с мнением обоих родителей, они ищут поддержки и помощи при принятии важных решений и решении проблем. Таким образом, они в меньшей степени самостоятельны,- студенты, стремящиеся к красивой жизни, которая соответствуют модным стереотипам в меньшей, степени склонны к эмоциональной близости со сверстниками,- низкий самоконтроль демонстрируют студенты, имеющие поведенческую зависимость от родителей, но при этом не имеющие тесной эмоциональной связи с ними.- студенты, использующие неэффективные стратегии совладания в стрессовой ситуации, имеют слабую привязанность к родителям, наиболее сложные отношения с отцом, а с матерью имеют длительные конфликты. При этом они испытывают трудности при принятии самостоятельных решений,- студенты, склонные к саморазрушительному поведению имеют сильную эмоциональную зависимость от матери. Они нуждаются в поддержке и одобрении с ее стороны, и не способны самостоятельно принимать решения без одобрения со стороны мамы.Таким образом, чем выше у студентов склонность к нарушению здорового поведения, тем больше у них неразрешенных противоречий с матерью, у них высокая потребность в одобрении, эмоциональной привязанности от отца, они выстраивают свое поведение в зависимости от того, одобрит или нет его отец, ищут помощи от посторонних. С увеличением склонности к нарушению здорового поведения происходит рост отстраненности от взаимодействия с матерью и близким другом, снижается эмоциональная привязанность и желание коммуницировать с отцом.По результатам исследования были выявлены значимые взаимосвязи склонностей к различным типам склонности к нарушению здорового поведения и привязанностью с родителями и сверстниками у студентов. Студенты, чья склонность к нарушению здорового поведения выше, испытывают больше неразрешенных противоречий с матерью. У них возрастает потребность в одобрении и эмоциональной привязанности от отца, они строят свои действия, ориентируясь на одобрение отцов. Также они ищут помощи у посторонних. Вместе с увеличением склонности к нарушению здорового поведения происходит увеличение отчужденности от матери и близкого друга, сокращение эмоциональной привязанности и желание общаться с отцом.Выводы:1.Студенты в большей степени демонстрируют такие виды нарушения здорового поведения как нарушения пищевого поведения, самоповреждающее поведение, низкий самоконтроль эмоциональную некомпетентность.2. Чем выше у студентов склонность к нарушению здорового поведения, тем больше у них неразрешенных противоречий с матерью, у них высокая потребность в одобрении, эмоциональной привязанности от отца, они выстраивают свое поведение в зависимости от того, одобрит или нет его отец, ищут помощи от посторонних. С увеличением склонности к нарушению здорового поведения происходит рост отстраненности от взаимодействия с матерью и близким другом, снижается эмоциональная привязанность и желание коммуницировать с отцом.Таким образом, мы пришли к выводу о том, что наша гипотеза о взаимосвязи нарушений здорового поведения с сепарацией от родителей и привязанностью в юношеском возрасте подтвердилась.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Райзер Е.Л. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ С СЕПАРАЦИЕЙ ОТ РОДИТЕЛЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 653 - 657. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18771 (дата обращения: 30.04.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*