'
Райзер Е.Л.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ *
Аннотация:
в статье приводится разработка программы для коррекции нарушений здорового поведения, связанных с сепарацией от родителей и привязанностью к ним в юношеском возрасте.
Ключевые слова:
нарушения здорового поведения, сепарация, привязанность
На основе проведенного исследования, нами была разработана программа дополнительного образования, которая направлена на коррекцию нарушений здорового поведения в юношеском возрасте, связанных с сепарацией от родителей и привязанностью к близким людям.Программа является коррекционной и призвана снизить нарушения здорового поведения в юношеском возрасте. При отборе содержания и реализации программы мы опирались на следующие принципы: принцип системности, принцип научности, принцип единства диагностики и коррекции, деятельностный принцип коррекции, принцип личностного подхода.Актуальность программы обозначена следующим образом: социально-политические и социально-экономические изменения в обществе значительно изменяют требования к личности. В условиях реформирования общественно-политической жизни молодому человеку необходимо проявлять самостоятельность, независимость и инициативу, а также быть аутентичным, творческим и здоровым. Развитие этих качеств возможно через последовательное решение вопросов психологической сепарации от родителей. Только благодаря своевременному отделению от них в различных сферах (когнитивной, ценностной, поведенческой, эмоциональной) можно сформировать автономную, здоровую и зрелую личность.Следует подчеркнуть, что завершающим этапом процесса сепарации является юношеский возраст, который представляет собой особый период перехода от детства к взрослости. В это время молодой человек стремится к самостоятельности и независимости, осознавая свою ответственность за собственные выборы и решения.Системой оценки достижения планируемых результатов являются: Опросник психологической сепарации (Psychological Separation Inventory, PSI) автор: Дж. Хоффман, адаптация: В. П. Дзукаева, Т. Ю. Садовникова, Опросник привязанности к родителям и сверстникам Г. Армсден, М. Гринберг, адаптация: Н. В. Сабельникова, Д. В. Каширский, Т. Ю. Садовникова, Опросник нарушений здорового поведения, авторы: Е. Л. Луценко, О. Е. Габелкова.Рассмотрим главные блоки программы и занятия, включенные в данные блоки:1.Нарушения здорового поведения (4 ч)Понятия: ЗОЖ, здоровое поведения, нарушение здорового поведения. Теоретическое занятие 1: Знакомство участников группы, обсуждение плана занятий.Цель – организовать работу группы.Теоретическое занятие 2: лекция по теме «Нарушения здорового поведения среди студентов».Цель – ознакомить студентов с понятием «нарушения здорового поведения».Практические занятия: Групповое психотерапевтическое занятие на тему: «Нарушения здорового поведения в студенческом коллективе», тренинг «Я хозяин своей жизни», Арт-терапевтическое занятие «Как мои проблемы влияют на меня».Практическое занятие 1. Групповое психотерапевтическое занятие на тему «Нарушения здорового поведения в студенческом коллективе».Цель – обсуждение с группой студентов их видения на нарушения здорового поведения.Практическое занятие 2. Тренинг « Я хозяин своей жизни».Цель – исследовать ситуации, которые оказывают на студентов внутреннее давление, проработка этих ситуаций и повышение уровня ответственности за свои собственные поступки.Практическое занятие 3. Арт-терапевтическое занятие «Как мои проблемы влияют на меня». Цель – избавление от внутренних проблем, поиск ресурсного состояния.2.Сепарация от родителей (4 ч)Понятия: сепарация, индивидуализация, сепарационный процесс, нарушение сепарационного процесса.Теоретическое занятие: лекция по теме «Что такое сепарация и почему она важна»Цель – ознакомить студентов с понятием «сепарация».Практические занятия: тренинг «Принимаю, прощаю», тренинг «У меня есть Я».Практическое занятие 1. «Принимаю, прощаю».Цель – принятие поступков родителей, достижение прощения по отношению к родителям.Практическое занятие 2. Трансформационная игра «Сепарация».Цель – завершение сепарационных процессов, принятие ответственности за свою жизнь.Практическое занятие 3. Тренинг «У меня есть Я».Цель – принятие ответственности за собственную жизнь, осознание важности самостоятельности.3.Привязанность к близким людям (4 ч)Понятия: Привязанность, тревожность, надежная привязанность.Теоретическое занятие: лекция на тему «Что такое привязанность? К кому и по какой причине мы привязываемся?» (1 ч). Цель – познакомить студентов с понятием «привязанность».Практические занятия: Групповое психотерапевтическое занятие на тему «Привязанность к близким людям. Хорошо или плохо?», Практическое занятие 1. Групповое психотерапевтическое занятие на тему «Привязанность к близким людям. Хорошо или плохо?»Цель – обсуждение со студентами их привязанностей и того, какое влияние на их жизнь они оказывают.Практическое занятие 2. РефлексияЦель – оценить результат всех занятий программы, подвести итоги.Система условий реализации программыТаким образом, на основе проведенного исследования была составлена разработка коррекционной программы, которая поможет устранить нарушения здорового поведения, которые вызваны нарушением сепарации от родителей и привязанности к ним в юношеском возрасте.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Райзер Е.Л. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 658 - 662. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18772 (дата обращения: 28.04.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*