'
Синицина К.М.
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в работе отображены различные творческие приемы, имеющие влияние на развитие творческих способностей у младшего школьника.
Ключевые слова:
творческие способности, литературное чтение, пересказ, книжка-малышка
Одной из задач школы является то, чтобы не только на максимум применять свои профессиональные навыки и дать знания, но и научить учиться, создать такую обстановку вокруг учащихся, чтобы в их глазах зажечь огонек к познанию и созданию нового. Поэтому перед первым учителем ставится задача уже с первого класса начинать закладывать кирпичики для будущего фундамента, чтобы уже за короткий период начальной ступени обучения, родилась творческая активная личность. Среди многообразного перечня средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения, т.к. именно литература – это среда, растящая и питающая литературное творчество личности. Никто не будет оспаривать тот момент, что творческие способности можно развивать посредством различных средств и методов на любом уроке, но ничто не развивает мышление, воображение и речь ребенка так, как литературное чтение.Урок литературного чтения, особенно в начальной школе, это всегда урок творчества, на котором благодаря сказкам, стихотворениям, басням и другим литературным жанрам можно окунуться в мир волшебства, в мир чего-то необычного, нового, неизведанного. Книга - настоящий воспитатель. С помощью художественных произведений, ребёнок осваивает определённые азы воспитания. Ребенок проводит грань между добром и злом, обманом, честностью и клеветой. Книга открывает перед ребёнком всю красоту окружающего мира, благодаря ей ребёнок может побывать на месте героя, оценить ситуацию, в которой оказался герой, проанализировать её и, возможно, предложить своё решение ситуации, оценить поступок героя, оправдать его или обвинить в неправильности поступка, аргументировав свою точку зрения. Одним из приемов развития творческой деятельности у младших школьников является рисование. В детском возрасте рисование является любимым занятием и взрослым не составит большого труда, чтобы ребенок принялся за альбом и краски.Рисование применимо на уроках тогда, когда уже прочитано и проанализировано литературное произведение. Вероятно, самое время для включения детского воображения и представления. Дети могут зарисовать следующее: - то, каким они представляют себе произведение, - отдельных героев, - понравившегося героя с обозначением его индивидуального качества, - второстепенных героев, которые также каким-либо качеством или поступком заинтересовали ребёнка, - изображение нескольких героев и т.д.Такой метод способствует развитию фантазии и воображения, что и формирует творческую деятельность. Для учителя главное, не поставить ребенка в рамки и не отбить этим желание, а незаметно для него направлять его деятельность. С помощью данного метода, учитель сможет оценить освоение ребёнком того или иного произведения, оценку поступков героев, понимание произведения в целом и т.д. Кандидат педагогических наук Дьячкова Е.В. предложила использовать метод создания книжки-игрушки, который также является одним из методов развития творческих способностей на уроках литературного чтения. Детям предлагается создать книжку-игрушку, её можно сделать из тетради, блокнота или из записной книги. Оформление первой страницы полностью отдаётся младшим школьникам, они могут вклеить наклейки, вырезанные картинки, либо нарисовать то, что им «по душе». В книге должны быть сделаны кармашки для вставки в них картинок. В книжку-игрушку ребятами вписывается краткое содержание произведения или короткие фразы. Успешным детям допустимо не писать краткое содержание книги, а лишь вставлять картинки героев, предметов, которые соответствуют тому или иному произведению. Изображения действующих лиц могут располагаться в той последовательности, в которой они описываются в произведении. Также в книжку-игрушку можно вклеить вращающийся диск со стрелкой, но такую книжку лучше сделать учителю и принести в класс. Следовательно, по книжке-игрушке проводится игра, где дети крутят диск со стрелкой, на какую картинку укажет стрелка, то произведение и попытается пересказать ребёнок.Такой метод формирует у детей зрительную память, увидев картинку, у ребенка формируется ассоциация с содержанием произведения. Следовательно, у детей при работе с данной книжкой-игрушкой совершенствуется техника чтения, накапливается читательский опыт, развивается воображение, отрабатывается сознательность самостоятельного чтения, повышается интерес к читательской деятельности в целом.Ну и, конечно, самый традиционный метод, используемый на уроке литературного чтения – пересказ. Пересказ – это один из видов творчества на уроке литературного чтения. Ученик готовится дома, на уроке пересказывает прочитанное, передаёт содержание произведений. Постоянные пересказы развивают память и умение говорить. Пересказы бывают разными, творческий подход к пересказам вносит оживление в уроки. Различают следующие виды пересказов: - пересказ, близкий к тексту. В данном случае ребёнку придётся глубоко «окунуться» в текст, вдумчиво, не упустив ни одной важной детали, прочитать его. К такому пересказу можно применить презентацию с картинками, чтобы не упустить ни одной детали, - выборочный, сжатый пересказ. Такой вид пересказа подразумевает отражение лишь главных частей текста, самых основных. К такому пересказу можно изобразить несколько иллюстраций, которые дадут детям зрительные представления о произведении, - пересказ, с изменением лица рассказчика. Когда рассказ написан, например, в первом лице, а пересказ необходимо производить в третьем лице, - воображаемый пересказ. Пересказ, от лица неживого предмета. Такой вид пересказа «даёт волю» детскому воображению. Где дети «внутри» ощущают себя выбранным предметом, и пытаются передать его видение происходящего вокруг, - драматизированный пересказ. Такой пересказ подразумевает составление сценки по произведению, с применением определённых образов, соответствующим героям. Ребята в таком виде работы должны почувствовать себя настоящими актёрами, но не отходя от индивидуальных характеристик героев, - пересказ по опорным словам. Производится чтение произведения, обозначаются главные (ключевые) или опорные слова. Они могут быть написаны на доске, либо изображены в картинках, на которые ребёнок может опираться при пересказе, - пересказ по иллюстрациям. На доске или в книге представлены иллюстрации к произведению, с помощью которых ребёнок воспроизводит текст. Пересказ - результативный прием развития речи учащихся. Ученик, читая или слушая рассказ, должен усвоить основную мысль содержания и донести ее до читателей своими словами. В изложении должна быть живая речь школьника. Эта работа подразумевает высокий уровень самостоятельности с элементами творчества в ходе повествования пересказа. Во время изложения отражаются чувства и эмоции школьника, появляется желание заинтересовать слушателей. Творческие пересказы и изложения - это те пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин - так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц, наконец, это драматизация, инсценированное театральное воплощение. Творческая деятельность не остается в стенах школы, домашнее творчество тоже приносит плоды. Это могут быть дневники, записи событий, чего-то интересного, сочинения, стихотворения и прочее. Всё это делается по собственному желанию школьников, без каких-либо побуждений учителя или родителей.Очень важны для ребенка поддержка и одобрение и никакой критики и насмешек над творчеством маленького гения. Педагогическая оценка творчества характеризуется рядом субъективных факторов: самим процессом творчества, эмоциональностью в процессе творчества и в получении результата, развитием личности учащегося, ростом его мастерства. Именно поэтому литературному творчеству придаётся огромное значение в младшем школьном возрасте, когда только начинает формироваться личность.Такие методические приёмы как: рисование к произведению, сочинения стихотворений, сказок, загадок, создание и применение книжки-игрушки, различные виды пересказов, изложения активизируют творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения и способствуют активизации мыслительных процессов.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Синицина К.М. ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 679 - 684. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18775 (дата обращения: 30.04.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*