'
Сычев А.И.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО РАЗНОВОЗРАСТНОГО КРУЖКА *
Аннотация:
статья посвящена разработке и описанию модели формирования навыков социального взаимодействия у участников школьного разновозрастного кружка. В модели учитываются особенности возрастного состава и интересов учащихся, а также специфика образовательного процесса в разновозрастных группах. В статье раскрываются теоретические основы формирования навыков социального взаимодействия и обосновывается необходимость их развития в условиях школьного кружка.
Ключевые слова:
социальное взаимодействие, школьный кружок, разновозрастная группа, навыки взаимодействия
Анализ различных подходов к определению сущности понятия «социальное взаимодействие» позволяет выделить его коммуникативный аспект и заключить, что любое взаимодействие характеризуется взаимосвязью, воздействием, содействием, обменными процессами, социальными связями, отношениями и диалогичностью, что отражает лишь один из аспектов социального взаимодействия в педагогическом процессе.В педагогических исследованиях понятие «социальное взаимодействие» рассматривается в отношении субъектов педагогического процесса и определяется некоторыми авторами как: способ усвоения социальных знаний, умений, ценностных ориентаций, выстраивания взаимных отношений, процесс проявления индивидуальных способов действий, направленных на взаимные изменения в деятельности, общении и отношениях, процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий с целью освоения и обмена информацией, ценностями и опытом, социальная активность личности, её инициативности, самостоятельности [2, c. 47- 49].Для нашей работы важна тезис С.Д. Созонова о том, что «В основе взаимодействия в педагогическом процессе лежит сотрудничество, которое является «смыслом совместной деятельности»» [3, с. 24 – 30].Системно организованное социально-педагогическое взаимодействие — важнейшее условие успешного решения большинства педагогических задач. Это — гуманистически направленный, личностно ориентированный способ организации учебно-воспитательного процесса, представляющий собой форму сотрудничества между его участниками [1, c. 141-145].При организации формирования навыков социального взаимодействия участников школьного разновозрастного кружка сотрудничество в совместной деятельности участников кружка и их взаимодействия с образовательной средой школы и вне ее возможно представить посредством моделирования.Наличие функционально-структурной модели формирования навыков социального взаимодействия участников школьного разновозрастного кружка является условием успешной реализации программы деятельности школьного разновозрастного кружка.Модель формирования навыков социального взаимодействия участников школьного разновозрастного кружка состоит из целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного блоков.Модель, которую мы предлагаем, опирается на системный и деятельностный подходы, представленные принципами: целостности, формирования социальных связей, организационного преобразования, совместной деятельности, субъектности.Содержание работы по формированию навыков социального взаимодействия участников школьного разновозрастного кружка может быть отражено в таких документах, как:1. Рабочая программа обучения разновозрастного кружка «Авиамодельный» МБОУ СОШ №67 г. Пензы,2. План воспитательной работы с участниками разновозрастного школьного кружка «Авиамодельный».Создание разновозрастного кружка предусматривает организацию постоянной заботы старших о младших, систематическую совместную деятельность, сотрудничество школьников разного возраста в разных формах работы. Это, прежде всего, проведение совместных творческих дел, познавательных, трудовых, художественных, занимательных, спортивных. Воспитательная эффективность таких дел возрастает, если взаимодействие учащихся разных классов осуществляется на всех его этапах: при планировании, подготовке, проведении и подведении итогов совместной деятельности.При организации работы по формированию навыков социального взаимодействия участников школьного разновозрастного кружка можно сформулировать следующие задачи:1. Обеспечение успешного социального взаимодействия учащихся на занятиях школьного разновозрастного кружка.2. Организация формирования опыта социального взаимодействия участников разновозрастного кружка вне школьных занятий.3. Формирование эмоционально-ценностного отношения участников разновозрастного школьного кружка к социальному взаимодействию с учителями и школьниками, родителями участников кружка, институтами и организациями, осуществляющими сотрудничество с кружком «Авиамодельный».Операционно-деятельностный блок модели включает методы, средства и формы работы по формированию навыков социального взаимодействия. В своей работе мы предполагаем следующие методы: беседа, демонстрация, рассказ, осмысление и анализ проблемных ситуаций взаимодействия, упражнения, предъявление определённых образцов взаимодействия (в том числе социального), дискуссия/обсуждение, соревнование, взаимопроверка, проектирование.Для достижения обозначенной цели, соответствующей нашей модели, мы предлагаем следующие формы:1. Учебные: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, практические занятия, самостоятельная работа.2. Внеучебные: конкурсы и соревнования, встречи с интересными людьми, мастер-классы, экскурсии, походы/совместные походы с родителями участников кружка, участие в выставках.В результате мы можем выделить три возможных уровня формирования навыков социального взаимодействия участников школьного разновозрастного кружка: высокий, средний, низкий.Безусловно, в своей практической работе, все участники работы по формированию навыков социального взаимодействия участников школьного разновозрастного кружка нацелены на достижение высокого уровня, где обучающиеся:- понимают значение социального взаимодействия в рамках разновозрастного школьного кружка,- у них сформировано и проявляется положительное отношение к совместной деятельности,- умеют выбирать способ социального взаимодействия в различных ситуациях,- в общении применяют преимущественно грамотная речь,- способны к диалогическому и полилогическому общению,- охотно принимают активное участие в жизнедеятельности разновозрастного кружка,- умеют регулировать собственное поведение и деятельность в ситуациях сотрудничества, конкуренции, конфликта,- способны к оценке и прогнозированию своих навыков в социальном взаимодействии,- способны к анализу поступков партнёров по социальному взаимодействию.Взаимодействие старших и младших учащихся пронизывает не только учебную и внеучебную деятельность по авиамоделированию, но и все сферы социальных отношений в школе. Создание разновозрастного кружка, предусматривает организацию постоянной заботы старших о младших, систематическую совместную деятельность, сотрудничество школьников разного возраста в разных формах работы.Наш формирующий эксперимент показал, что взаимодействие учащихся разных классов будет успешным, если установить постоянные взаимосвязи между учащимися не только при подготовке дел в кружке, но и в решении повседневных вопросов, в текущей работе.При обучении авиамоделированию каждому школьнику можно найти дело, полезную работу, которую он успешно организует. В начале учебного года следует создать творческую группу по составлению проекта годового плана работы в авиамодельном кружке. Творческая группа может собрать предложения одноклассников и младших учащихся. На сборе актива или общем собрании кружка заслушиваются и обсуждаются предложения творческой группы. В результате определяются основные дела кружка, способы совместной деятельности старших и младших. Естественно, что старшие учащиеся более опытные. Они становятся ответственными за состояние дел в других, младших коллективах, заботятся о них.В рамках нашего исследования изучались возможности организации разновозрастного взаимодействия в авиамодельном кружке на базе МБОУ СОШ №67 г. Пензы. В рамках нашей опытно-экспериментальной работы проводились внутриклубные соревнования по авиамодельному спорту, мастер-класс «Простейшие авиамодели», экскурсия на аэродром ДОСАФ, встречи с ветеранами гражданской авиации. Дети как младшего школьного возраста, так и старшие воспитанники кружка активно участвовали в данных мероприятиях. Заметно увеличилась мотивация обучающихся после проведения мероприятий различного уровня.В результате реализации названных стратегий разновозрастного взаимодействия учащихся в школьном разновозрастном кружке по данным итоговой диагностики (октябрь 2024 года) произошли следующие качественные и количественные изменения:-увеличился численный состав участников школьных творческих объединений: 32 учащихся в объединениях, динамика составила 32%,-улучшились внутригрупповые показатели (в том числе, возрос средний уровень коммуникативных умений учащихся), увеличились показатели групповой сплоченности внутри объединений, (по результатам анкетирования 56% учащихся творческих объединений полностью удовлетворены деятельностью, по сравнению с 45% по результатам первичного опроса),- отмечен рост показателей удовлетворенности педагогом профессиональной деятельностью.Таким образом, результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы продемонстрировали, что процесс организации разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных разновозрастных кружках значительно более эффективен, что позволило нам прийти к ряду выводов.1. Социальное взаимодействие - это категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций, изменение системы потребностей, а также межличностных связей, возникающих в ходе этого взаимодействия.2. Взаимодействие разновозрастного коллектива обладает рядом социализирующих потенциалов, среди которых расширение спектра освоенных социальных ролей, создание условий для формирования таких социально-значимых качеств личности, как ответственность, самостоятельность, доброжелательность, дисциплинированность и др., создание пространства обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, замещение воспитательного влияния педагога на влияние старшего сверстника, не отягощенное негативными стереотипами.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Сычев А.И. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО РАЗНОВОЗРАСТНОГО КРУЖКА // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 685 - 691. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18776 (дата обращения: 30.04.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*