'
Филиппова С.Е.
ОБРАЗОВАНИЕ 3.0: ИНТЕГРАЦИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИЕ *
Аннотация:
в данной статье речь пойдет о концепции и возможности использования технологии Образование 3.0. Описывается, как процесс персонально ориентированного обучения создает возможности для преподавателей и студентов и формирует новый образовательный ландшафт СПО.
Ключевые слова:
образование, НЛП, визуализация, облачные технологии
В контексте Образования 3.0 традиционные лекции уступают место интерактивному обучению, включающему сессии вопросов и ответов, обзоры и викторины, дискуссии, лабораторные занятия и другие проекты, основанные на обучении. Целью является адаптация и персонализация образовательного контента в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся. Это может включать переход от традиционного классного обучения к "перевернутому классу", где новый материал представляется онлайн, а задания выполняются коллективно в классе.Модель нового образования предполагает интеграцию нейролингвистических и педагогических технологий в процесс обучения. Нейролингвистическое программирование позволяет студентам лучше понимать свои собственные процессы обучения и применять их для более эффективного усвоения информации. Например, "визуализация" - популярная техника нейролингвистики, которая использует воображаемые образы для улучшения памяти и понимания. Необходимо подключать набор всех возможных ощущений для задействования в процессе восприятия новой информации лимбической системы мозга.С другой стороны, такие педагогические технологии, как обратный класс и геймификация, стали важными инструментами в современном образовании. Голицина И.Н., к.т.н., доцент института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ, выделяет восемь концептуальных характеристик Образования 3.0 [1]:смысловые значения строятся на социальной основе взаимодействия и контекстуально изобретаются заново (совместное понимание учебных дефиниций в процессе диалога),технологии повсеместны (цифровая вселенная),преподавание осуществляется от учителя к студенту, от студента к студенту, и по схеме люди-технологии-люди (соконструктивизм),школы расположены всюду, меняется образовательный ландшафт,родители являются неотъемлемой частью всего процесса обучения и воспитания,учитель становится в значении наставник, который помогает добывать знания везде и всегда,аппаратное и программное обеспечение в школах доступно по низкой стоимости и широко используется (стратегически верно, целесообразно)промышленность рассматривает студентов и выпускников как сотрудников или предпринимателей.Что касается использования облачных и мобильных технологий в обучении, они играют значительную роль в современном образовании. Облачные технологии позволяют студентам и преподавателям обмениваться материалами и результатами исследований, работать над проектами вместе, организовывать командную работу. Мобильные технологии, в свою очередь, делают обучение более доступным, так как студенты могут учиться в любом месте и в любое время, используя свои смартфоны или планшеты. Разработчики постоянно идут впереди, предлагая новые возможности для мобильных средств связи. О нашем мозге существует много мифов. Мы руководствуемся определенными представлениями, которые в реальности не работают. Например, говорят, что человек задействует только 10 процентов своего мозга. Но на самом деле ученые давно доказали, что работает весь мозг, хотя и с разной степенью эффективности. Другой миф: управляя эмоциями можно достичь высоких академических успехов. Хотя никакой корреляции между эмоциональным интеллектом и академическими успехами пока не обнаружено.Некоторые говорят, что есть лево- и правополушарные люди. В действительности найти человека, который пользуется одним из полушарий, невозможно. Общей поляризации личности по полушариям не существует, они постоянно взаимодействуют сложным образом. Понимание простых истин о мозге, знание этапов его формирования пригодится преподавателю. Например, необходимо понимать, что лобные доли, отвечающие за перспективное планирование, самоконтроль и саморегуляцию, у студентов формируются только к 21-23 годам. Важно понимать, что мозг остается пластичным до преклонных лет. Речь идёт о пластичности нейронов, о социальном научении и сенсорной пластичности.Способность поддерживать внимание студента не менее важный аспект. Слуховое внимание, визуальное и словесная интерпретация услышанного по-разному трансформируется в индивидуальном сознании каждого студента, с разной скоростью, опираясь на разный социальный опыт.Совершенно другими по модальности, внешними и простыми ориентирами для проектирования системы образования становятся такие факторы, как рост продолжительности жизни, выход на пенсию в будущем позже возраста родителей, необходимость работать не только в помещении, но и в цифровом пространстве, глобализация в рабочей силе, потоках информации и знаний. Рынок труда меняется, появляются новые профессии и требования к специалистам. В области образования и подготовки специалистов возникает конкуренция за таланты и необходимость подготовки специалистов с гибкими навыками. Таким образом, двумя современными проблемами являются - недостаточная гибкость рынка труда и необходимость обновления образовательных программ. Доступность информации и контактов ведет к изменению навыков и требований к специалистам. Постоянное обучение и саморазвитие необходимы для успешной карьеры в современном мире. Открытые образовательные ресурсы, при которых люди могут учиться без выезда в другие содружественные страны и получать сертификаты о повышении образования, переподготовке или даже об основном профессиональном образовании. Будущее образования – это обсуждение тенденций в процессе обучения, включающих виртуальную мобильность, виртуальные исследования. Студенты должны знать, что им нужно, и создавать новые знания в процессе практического опыта. Им нужен качественный, современный, интерактивный и открытый контент, а также поддержка через социальные образовательные сообщества.Рассмотрим динамику образования и его целей. Целью Образования 1.0 было формирование энциклопедиста. Педагог являлся главным источником фундаментальных, малоизменяемых знаний. Задача образования сводилась к передаче опыта и знаний и их оценке, но теперь важно уметь находить информацию и использовать ее. Целью Образования 2.0 являлось вовлечение преподавателей в процесс повышения квалификаций, развитие не только умений и навыков, но и формирование компетенций у студентов по читаемым дисциплинам. Образование 3.0 меняет саму образовательную среду, добавляя важнейший компонент – прикладной характер образования. Знания устаревают быстрей, чем студенты становятся выпускниками. Образование 3.0 предполагает обязательное сотрудничество со сферой предпринимательства и внедрения в инновационные процессы. Сегодня важно формировать человека, способного к инновационным действиям и использованию современных технологий. С точки зрения государства происходит работа с разными поколениями. Важно понимать, как обучать разные поколения, и не считать, что возраст является помехой для обучения. Необходимо готовить преподавателей для каждой области, учитывая их особенности и потребности. Необходим особый образовательный ландшафт для комфорта обучающихся.Образовательные учреждения создаются для детей, и важно обеспечить им комфорт и безопасность. Важно, чтобы все оборудование и программное обеспечение работало на всех устройствах, обеспечивая эффективность обучения. Новый мир, в котором мы живем, требует от образовательных учреждений гибкости и способности работать с разными технологиями. Важно принимать и использовать современные технологии, чтобы обеспечить комфорт и эффективность обучения. Современные педагогические технологии разнообразны и включают в себя множество подходов к обучению. Вот некоторые из них:обратный класс: В этом методе студенты изучают материалы заранее, а затем применяют и обсуждают их в классе под руководством преподавателя,нейролингвистическое обучение: этот подход сочетает видео-, дактило- и аудио-занятия, позволяя студентам воспринимать информацию в приемлемом формате.Перейдём к вопросу о компетенции преподавателя и использования технологий. Компетенция преподавателя поднимается на новый уровень, требуя владения различными технологиями и навыками. Образовательные организации стремятся сделать всё возможное для педагогов, но не всегда готовы к этому финансово. Безусловно, необходимо использование интерактивного оборудования. Плазменный экраны и ламповые проекторы для образовательных учреждений - находка, позволяющая улучшить качество обучения. Интерактивные доски и другие технологии становятся все более доступными и необходимыми для образовательных учреждений. Однако среди преподавателей существует очевидное разделение на группы готовности и восприятия новых цифровых форматов обучения: есть открытые радикально настроенные преподаватели, рассматривающие новые технологии как благо, как «ускоритель времени», как «помощника», есть преподаватели, которые через «не хочу», но овладевают новыми ИКТ и есть также радикальные консерваторы, по разным причинам считающие недопустимость что-либо менять, более того, высказывающие мнение о возврате педагогических технологий Образование 1.0. Ведущими научными сотрудниками МГПУ Д.Ананиным и К. Баранниковым [2] было в 2022-2023 проведено исследование о мотивации преподавателей при использовании/ не использовании новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Существует проблема устаревания знаний и интеграция технологий. Преподаватели со стажем свыше 15 лет составляют 70% от общего числа, но не всегда умеют правильно использовать технологии. На рисунке 1 представлены основные мотивы использования ИКТ в педагогической деятельности.Рис. 1. Мотивы использования ИКТ в педагогической деятельности.Нельзя не замечать проблемы, связанные с использованием технологий в образовании, особенно в отношении понимания и мотивации преподавателей. Преподаватели, которые быстро осваивают технологии и готовы их использовать, но их доля составляет около 10% от общего состава.Они могут быть поддержаны и обучены, чтобы стать энтузиастами, которые также могут быть мотивированы и готовы использовать технологии. Однако, есть и те, кто не имеет навыков и мотивации для использования технологий, и их доля составляет также около 10%.Современные тенденции образования рекомендуют быть в курсе всех изменений на рынке образования, экспериментировать и выходить за рамки стандартного мышления.Образование со стороны педагога превращается в обучение, повышение квалификации и самообучение через всю педагогическую профессиональную жизнь. Обучение новым педагогическим и информационным технологиям через всю жизнь становится трендом, так как технологии обновляются быстро. Повышение квалификации должно быть регулярным, чтобы преподаватели могли адаптироваться к новым технологиям и методам обучения. Система повышения квалификации должна быть направлена на просвещение и адаптацию преподавателей к новым технологиям.Разрыв между традиционной педагогикой и инновационными технологиями требует профессиональных методистов, владеющих технологиями и способных разработать методики для их использования.Новая тенденция в образовании – это появление веб-сервисов. Образование будет развиваться в сторону создания контента и интеллектуальных агентов, которые будут формировать знания и персонализировать учебный материал под уровень учащегося. Образование должно стать социальным сервисом, где каждый демонстрирует свои знания и общается с другими. Образование само становится веб-сервисом, где каждый может найти информацию и получить знания. Существует пока утопическая мечта о создании идеального всеобщего универсального веб-сервиса для образования.Остается всегда открытым вопрос мотивации и сложности обучения, учет зоны ближайшего развития обучающихся. В сфере образования обработка больших объемов данных и анализ цифрового отпечатка обучающихся становится все более важным. Использование больших данных позволяет направлять студентов и предлагать им индивидуальную поддержку. Одной из основных тенденций в образовании становится эффект присутствие повсюду и мобильность в получении информации. Образовательные учреждения должны разрабатывать стратегии доставки образовательного продукта студентам через интернет и мобильные устройства. В недалекой перспективе новая концепция - "Образование 4.0" - предусматривает следующие ключевые аспекты: осуществление инклюзивного образования (нейросети и искусственный интеллект помогут сгладить разницу для людей, говорящих на различных языках, для людей с ограниченными возможностями, для людей с временной нетрудоспособностью), концентрацию на разнообразии навыков, необходимых для подготовки студентов к эре четвертой промышленной революции, применение технологических и педагогических новшеств с целью центрирования обучающихся, главной составляющей которых будет являться процесс адаптации к быстро меняющимся условиям среды.Таким образом, подход "Образование 3.0" представляет собой инновационную концепцию, которая адаптируется к технологическим изменениям цифровой эры и стремится модернизировать обучение с помощью современных технологий. Это подразумевает необходимость переосмысления устоявшихся образовательных парадигм и применения более прогрессивного подхода.Интеграция нейролингвистических и педагогических технологий в обучение может способствовать созданию более эффективного и персонализированного опыта обучения. На данном этапе официальная нейронаука считает, что использовать нейротехнологии в обучении для повышения эффективности и индивидуализации образования реально. Возможно, это снова промежуточная ступень для развития дальнейшей научной мысли. Пока ученые скептически относятся к трансляции нейробиологических принципов в образование, но признают, что новые полученные в результате экспериментальных технологий знания могут дать толчок для диалектического развития процесса образования.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Филиппова С.Е. ОБРАЗОВАНИЕ 3.0: ИНТЕГРАЦИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИЕ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 701 - 709. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18778 (дата обращения: 30.04.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*