'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 5
  4. Научная статья № 21

Просмотры  128 просмотров

Зварцев И.А.

  


СОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ КОНВЕНЦИИ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АГРЕССОРА В НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ XX ВЕКА *

  


Аннотация:
30-е годы ХХ века занимают особое место на историческом пути нашей Родины. Специфика их состоит в том, что коренные социально-экономические преобразования в стране проходили в сложных международных условиях. Международное положение СССР, его внешняя политика, особенно во второй половине 30-х годов, выдвинулись на одно из первых мест в жизни государства. Возникновение очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке в начале 30-х годов ХХ века, угроза перерастания локальных агрессивных акций стран фашистско-милитаристского блока (Германия, Италия, Япония) в конфликт глобального масштаба, поставили проблему новой глобальной войны и мирного сосуществования в центр мировой политики. СССР в этих условиях искал эффективные пути сохранения мира и выступал главным государством, противостоящим фашистским агрессорам и курсу подготовки новой мировой войны   

Ключевые слова:
Женевская конференция по сокращению и ограничению вооружений, протокол об определении агрессии, М.М. Литвинов   


В феврале 1933 г. Советским Союзом на конференции по сокращению и ограничению вооружений в Женеве был поставлен вопрос о подписании декларации об определении нападающей стороны (агрессора). Однако империалистические державы сочли советское предложение «стеснительным» для себя и помешали принятию предложенного Советским Союзом проекта декларации [5; с. 335]. Тогда Советское правительство выступило с предложением о подписании протокола об определении агрессии с соседними СССР странами Восточной Европы, заключившими с ним договоры о ненападении. 19 апреля 1933 г. нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов предложил польскому посланнику в СССР Лукашевичу созвать с этой целью конференцию соответствующих государств. Нарком подчеркнул, что указанная акция «была бы покой демонстрацией миролюбия СССР и его соседей и укрепила бы между ними взаимное доверие. Она являлась бы успокаивающим фактором в нынешней взбаламученной международной ситуации...» [3; с. 78]. 28 апреля польское правительство дало ответ, который фактически был равносилен отклонению советского предложения. Лукашевич заявил М. М. Литвинову, что польское правительство настаивает на тесной связи подписания протокола с урегулированием бессарабского вопроса, т. е. с признанием Советским Союзом захвата Бессарабии Румынией [3; с. 83]. Нарком, подчеркнув значение нормализации советско-румынских отношений, в то же время отметил нецелесообразность связывать это с решением вопроса об определении агрессии. Ввиду обструкционистской позиции Польши осуществление советского предложения оказалось сорванным. Советское правительство снова вернулась к этому вопросу во время проходившей в Лондоне в июне 1933 г. мировой экономической конференции, на которую наряду с представителями СССР прибыли и делегации всех пограничных с ним стран Восточной Европы. М. М. Литвинов предложил им подписать там же, в Лондоне, конвенцию об определении агрессин. Однако Польша снова начала чинить препятствия успешному ходу переговоров по этому вопросу. Представители Польши любыми средствами стремились принизить значение предложенной Советским правительством конвенции и в то же время ограничить состав ее участников. Польский посланник в Англии Э. Рачиньский по указанию своего правительства заявил, что Польша согласна подписать только такую конвенцию об определении агрессии, в которой будут участвовать исключительно соседи СССР, причем без права присоединения к ней других стран [1; с.373]. Тем самым отстранялись от участия в конвенции Литва, Чехословакия и Югославия, изъявившие готовность подписать ее. Польское правительство возражало даже против того, чтобы конвенция осталась  открытой для присоединения к ней Китая и Японии, хотя они и являлись соседями СССР. Даже румынский представитель в этих переговорах Титулеску констатировал, что «Польша своим поведением говорит всему миру, что она не хочет мира между СССР и Японией» [4; с.56]. Финляндское правительство также затягивало определение своего отношения к советскому предложению, выдвигая различные оговорки, в том числе оговорку о праве в любой момент отказаться от участия в конвенции [1; с. 377]. Противодействие подписанию конвенции оказывали также Германия и Англия. Усилия Советского правительства все же дали положительные результаты. 3 июля конвенцию об определении агрессии подписали СССР, Эстония, Латвия, Польша, Румыния, Турция, Иран н Афганистан. 4 июля была подписана аналогичная конвенция между СССР, Румынией, Чехословакией, Турцией и Югославией, а 5 июля - конвенция между СССР и Литвой. 22 июля к первой на указанных конвенций присоединилась также Финляндия [1; с. 412]. Выступая 3 июля перед представителями печати, М. М. Литвинов заявил, что подписанная конвенция является новым звеном в цепи мероприятий Советского правительства, систематически направленных на укрепление его мирных отношений с соседними государствами. Само собой разумеется, сказал он, Советский Союз готов подписать аналогичные конвенции с любыми государствами независимо от их географического положения и существующих с ними отношений [1; с. 388]. Таким образом, подписание этих конвенций, бесспорно, было крупным успехом советской дипломатии, заметным вкладом в борьбу с агрессией, в выработку международно-правовых норм, призванных содействовать предотвращению войны. В международном праве с тех пор широко пользуются этим определением агрессии. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Зварцев И.А. СОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ КОНВЕНЦИИ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АГРЕССОРА В НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ XX ВЕКА // Вестник науки №6 (15) том 5. С. 121 - 124. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1878 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1878



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.