'
Шенкоренко В.С., Юдина Н.П.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ *
Аннотация:
в статье представлены результаты исследования, включающие анализ современных педагогических технологий физического развития детей 6 лет, эффективных для применения в условиях дополнительного образования. Описаны конкретные методики, игры и упражнения, способствующие развитию физических качеств и подготовке детей к школьному обучению.
Ключевые слова:
педагогические технологии, методы, дошкольное образовательное учреждение, подготовка к школе, дошкольники, физическое развитие
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (5-6 лет) – как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования – начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема развития ребенка является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.В рамках программы подготовки к школе в условиях дополнительного образования педагоги используют различные педагогические технологии физического развития, направленные на укрепление здоровья, развитие координации, выносливости, силы и гибкости, а также на формирование основ двигательной культуры.До выхода приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», решение задач физического воспитания дошкольников осуществлялось в рамках, самостоятельно разрабатываемых образовательными учреждениями программ, основанных на комплексных, парциальных и дополнительных авторских программах [2].Несмотря на это, отечественные и зарубежные исследователи продолжали активно работать над поиском эффективных методов решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, способных положительно влиять на мотивационную сферу, психофизическое и функциональное состояние детей дошкольного возраста.М.П. Мухина [5] разработала методику формирования жизненно важных двигательных навыков, одновременно развивающую основные физические способности. В.С. Сосуновский с соавторами [7] доказали эффективность модели физического воспитания детей дошкольного возраста, основанной на принципах образовательной системы Монтессори. Эта модель предполагает игровую форму обучения, создание развивающей предметно-пространственной среды, индивидуализацию процесса физического воспитания и самостоятельный характер выполнения физических упражнений.Для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста Е.В. Бутырская [3] предложила технологию, основанную на использовании подвижных игр и сюжетных занятий. В.Б. Болдырева [1] провела апробацию сюжетных образно-игровых комплексов ритмической гимнастики, а С.А. Шепеленко [8] разработал комплекс средств функциональной тренировки для совершенствования функциональных возможностей детей.Исследования показывают, что пик двигательной активности дошкольников в играх на открытом воздухе приходится на первую половину игры. Это позволяет сделать вывод о возможности повышения объема двигательной активности за счет сокращения продолжительности игр с одновременным увеличением их количества.Д.Р. Кое (D.P. Coe) [4] предложил модель физического воспитания дошкольников, включающую в себя педагогическое воздействие воспитателей, взаимоотношения со сверстниками в группе, игровую активизацию на свежем воздухе, развитие двигательной моторики и компетентностей.Опыт решения задач, направленных на развитие самостоятельной игровой деятельности, умений взаимодействовать в команде, повышение двигательной активности старших дошкольников с помощью сюжетно-дидактических игр с профориентационной направленностью представлен А.А. Ошкиной [6]. В ходе игровой деятельности дети выполняют трудовые функции разных профессий, например, в игре «Я выбираю спорт» участникам предлагается выбор спортивной секции и знакомство с профессией тренера в разных видах спорта.В сфере физического воспитания дошкольников наблюдается популярность технологий спортивно-ориентированной направленности. Обучение элементам спортивных дисциплин предлагается как в учреждениях дополнительного образования и спортивных клубах, так и в рамках физкультурных занятий урочного типа в дошкольных образовательных организациях.Однако следует отметить, что большинство авторских спортивно-ориентированных программ сосредоточено на физических упражнениях, характерных для одного вида спорта. При этом в них отсутствуют движения, имеющие огромное значение в дошкольном возрасте, освоение которых позволяет детям формировать жизненно важные двигательные навыки и удовлетворять их потребности в разнообразных двигательных действиях.Кроме того, устойчивый адаптационный эффект при выполнении физических упражнений возникает только при условии многократного и продолжительного воздействия нагрузки на организм.Данное противоречие обуславливает необходимость поиска оптимальных педагогических технологий для физического развития дошкольников в условиях дополнительного образования. Наиболее оптимальными и эффективными являются: игровая технология, технология функциональной тренировки, технология ритмической гимнастики. Рассмотрим подробнее их особенности.Игровая технология – это один из самых эффективных способов обучения и развития детей дошкольного возраста, и физическое развитие не исключение. В условиях дополнительного образования, направленного на подготовку детей к школе, игровая технология позволяет превратить занятия физической культурой в увлекательное и познавательное приключение, что является ключом к успешному развитию физических качеств и формированию устойчивой мотивации к занятиям.Использование подвижных игр с правилами, сюжетно-ролевых игр, игр с элементами спорта делает занятия более интересными и занимательными, повышает мотивацию детей и желание участвовать в процессе обучения. Игры способствуют развитию координации, выносливости, силы, гибкости, быстроты реакции и других физических качеств.Кроме того, игровая технология положительно влияет на эмоциональное состояние детей, снижает уровень тревожности и способствует формированию оптимизма и самоуверенности. Игры обучают детей работать в команде, соблюдать правила, уважать мнение других, учиться проигрывать и радоваться успеху, развивая социальные навыки.Игры помогают детям освоить основные виды движений, понять правила и технику выполнения упражнений, что является необходимым шагом к овладению двигательной культурой.Важно отметить, что при выборе игр необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их интересы.Технология функциональной тренировки в условиях дополнительного образования для подготовки детей 6 лет к школе предполагает развитие основных физических качеств с помощью специально подобранных упражнений и комплексов. Этот подход не только укрепляет мышцы и повышает выносливость, но и улучшает координацию движений, развивает равновесие, гибкость и общую координацию движений, что необходимо для успешной адаптации к школьным нагрузкам и улучшения общего здоровья ребенка.В рамках дополнительного образования функциональная тренировка может реализовываться в виде игровых упражнений, занятий на спортивных площадках и в тренажерном зале (при наличии соответствующего оборудования).Функциональная тренировка может включать в себя:упражнения с собственным весом: отжимания, приседания, подтягивания, планка и т.д. Эти упражнения развивают силу и выносливость,упражнения с использованием инвентаря: гантели, фитболы, эспандеры, скакалки и т.д. Эти упражнения помогают усилить нагрузку и разнообразить тренировку,игры с элементами функциональной тренировки: «Перетягивание каната», «Веселые старты», «Эстафеты» и т.д. Игры делают тренировку более интересной и занимательной.Технология ритмической гимнастики, используемая в условиях дополнительного образования для подготовки детей 6 лет к школе, представляет собой яркий и увлекательный способ развития физических и творческих качеств. Реализация технологии ритмической гимнастики в дополнительном образовании может включать в себя различные элементы:простые танцевальные движения: ходьба, бег, прыжки, повороты, наклоны, махи руками и ногами, в такт музыки,упражнения на гибкость: наклоны, повороты, растяжка мышц рук и ног, упражнения на гибкость позвоночника,элементы акробатики: перекаты, кувырки, стойка на руках (с помощью взрослого), упражнения на развитие координации и равновесия,использование реквизита: ленты, обручи, мячи, скакалки и другие реквизиты делают занятия более яркими и интересными.Ритмическая гимнастика в дополнительном образовании – это не только способ развития физических качеств, но и увлекательный процесс формирования гармонии тела и души, способствующий успешной адаптации детей к школьному обучению и повышению их качества жизни.В настоящее время существует множество педагогических технологий, которые используются в условиях дополнительного образования при физическом развитии и подготовке к школе. Авторами были рассмотрены наиболее эффективные из них. Использование игровой технологии, функциональной тренировки, ритмической гимнастики позволяет превратить занятия физической культурой в увлекательный и познавательный процесс, повысить мотивацию детей, улучшить их физическую подготовленность и развить творческие способности. Комплексное использование разнообразных педагогических технологий организации занятий физическими упражнениями в условиях дополнительной образовательной организации обеспечивает необходимый объем двигательной активности и решает широкий круг образовательных и воспитательных задач. Это включает в себя не только развитие физических качеств, но и формирование интереса к профессиям, предъявляющим особые требования к уровню физической подготовленности.Однако, для достижения адаптационного эффекта при развитии выносливости необходима продолжительная по времени и значительная по объему нагрузка. В рамках организационных форм ДОО планирование такой нагрузки достаточно проблематично из-за ограничений по времени и возможностям.Решение этого вопроса возможно при активном использовании самостоятельных форм занятий физическими упражнениями в режиме дня (совместно с родителями), а также привлечении детей к регулярным занятиям в спортивных школах и клубах.Такой комплексный подход позволит обеспечить необходимый уровень двигательной активности и эффективное развитие физических качеств детей дошкольного возраста, подготовив их к успешному обучению в школе и дальнейшему гармоничному развитию.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Шенкоренко В.С., Юдина Н.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 730 - 737. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18782 (дата обращения: 30.04.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*