'
Бачкала В.В., Новиков А.М.
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ЛЕТНЕМУ ПОЖАРООПАСНОМУ СЕЗОНУ НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ *
Аннотация:
взаимодействие функциональных подсистем РСЧС в период подготовки к прохождению летнего пожароопасного сезона, выработка и реализация совместных организационных и технических мер по ограничению распространения ландшафтных (природных) пожаров, установление межведомственного контроля и оперативного обмена информацией является основой успешной реализации полномочий в области обеспечения пожарной безопасности населения и территории субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова:
МЧС России, ландшафтные пожары, координационные действия, РСЧС, лесной пожар
Ландшафтный (природный) пожар — это одно из наиболее опасных и разрушительных природных явлений, которые встречаются по всему миру. Причины возникновения таких пожаров могут быть различными. Одной из основных причин является небрежность людей при обращении с огнем, особенно в лесных и торфяных угодьях.Последствия ландшафтных природных пожаров могут быть катастрофическими. Они приводят к уничтожению лесов, растительности и животного мира, загрязнению воздуха и почвы, а также разрушению и повреждению инфраструктуры. Отсутствие контроля над пожарами может привести к потере жизней людей и животных, а также к экономическим потерям. По своей сути ландшафтный пожар представляет собой стихийно распространяющееся горение, в результате которого уничтожаются леса, кустарники, запасы торфа и различные виды растительности, находящейся на его пути. Ландшафтные пожары чаще всего возникают в наиболее «благоприятное» для этого летнее время года, которое называют пожароопасным сезоном.До 2020 года законодательство не определяло понятие ландшафтного пожара, из-за чего существовали противоречия в установлении полномочий по подготовке территорий к пожароопасному периоду, контролю за их содержанием, ответственности за возникающие пожары.В 2020 году Федеральным законом от 22.12.2020 N 454 были внесены изменения в 1 статью Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 «О пожарной безопасности», а именно добавлены определения:ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта,лесной пожар - разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.Также Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69 «О пожарной безопасности» определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.Деятельность Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) основана на Федеральном законе от 21.12. 1994 N° 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В преамбуле закона прописаны общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Под защитой закона находится все земельное, водное, воздушное пространство в пределах Российской Федерации или его части, объекты производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Закон оптимизировал полномочия органов Федеральной государственной власти, субъектов, входящих в состав России и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также установил права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».РСЧС, включает в состав функциональные и территориальные подсистемы, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.Цель исследования посвящена анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих полномочия федеральных органов исполнительной власти и создаваемых ими функциональных подсистем РСЧС, по подготовке, находящихся в их ведении территорий к пожароопасному сезону, выявлении противоречий в между существующими подходами к управлению подсистемами РСЧС и реальным процессом управления при подготовке к пожароопасному периоду.Областным законом Ростовской области № 340-ЗС от 25.07.2005 утвержден Реестр административно-территориальных образований, административно-территориальных единиц и населенных пунктов Ростовской области, в соответствие с которым Ростовская область включает в себя 463 муниципальных образований, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 17 городских поселений, 391 сельского поселения. Административным центром Ростовской области является город Ростов-на-Дону с населением 1 147 000.человек - крупный промышленный, культурный и научный центр, важный транспортный узел. Крупными городами области являются: Таганрог – с численностью населения 245,6 тыс. человек, Шахты – 226,3 тыс. человек, Волгодонск – 168,3 тыс. человек и Новошахтинск – 103,4 тыс. человек (данные Ростовстат на 01.01.2022). За весь 2023 год подразделения всех видов пожарной охраны в Ростовской области реагировали на 890 ландшафтных пожара, что на 351 раз меньше чем за 2022 год – 1241 раз. При этом тушение ландшафтных пожаров ведет к серьезным финансовым затратам. Значительные средства тратятся на расходы, связанные с тушением пожара, еще большие на восстановление уничтоженного огнем. Часто огонь переходит на сельскохозяйственные угодья, что приводит к потере урожая, но и просто ландшафтный пожар наносит непоправимый ущерб экосистеме, уничтожает редкие, зачастую находящиеся на грани вымирания виды растений, снижает популяцию диких животных.Одно из главных негативных экологических последствий пожаров — задымление и загрязнение атмосферы. Животные и люди чаще всего гибнут не от огня, а из-за отравления дымом. Дым от крупных пожаров может распространяться на сотни километров. Задымление нижних слоев атмосферы негативно влияет на здоровье людей, в особенности детей, пожилых, беременных женщин, тех, кто имеет проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, страдающих аллергией и заболеваниями дыхательных путей.Важным аспектом в борьбе с ландшафтными (природными) пожарами является заблаговременная подготовка территорий к прохождению пожароопасного сезона. На этом этапе необходимо реализовать комплекс организационных и технических мероприятий, которые в дальнейшем снизят вероятность возникновения пожара, не позволят огню стихийно и бесконтрольно распространяться на значительные площади, обеспечат невозможность перехода на сельскохозяйственные угодья, объекты транспортной и производственной инфраструктуры, защитят от огня населенные пункты.Областным законом Ростовской области от 25.11.2004 № 202-ЗС «О пожарной безопасности» (ст. 4.) установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются Правительством Ростовской области и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.Очевидно, что прерогатива органов местного самоуправления – не тушение пожара, а создание условий для осуществления самых необходимых начальных мер по его предотвращению.Между тем на землях, входящих в состав муниципальных образований размещаются участки, находящиеся в собственности федеральных органов исполнительной власти, федеральных агентств и ведомств, государственных корпораций, которые в свою очередь, так же уполномочены на проведение превентивных мероприятий на своей территории.В настоящее время контроль оценки подготовленности субъекта к прохождению пожароопасного сезона ограничивается подготовкой акта о готовности к пожароопасному сезону его в целом и всех входящих в него муниципальных образований. При этом планы подготовки к пожароопасному сезону территориальных органов исполнительной власти ФОИВ, федеральных агентств и ведомств, государственных корпораций нигде не учитываются, сведения о их реализации не аккумулируются, оценка подготовленности не производится.Таким образом, существующее правовое обеспечение процесса подготовки к пожароопасному периоду не отвечает требованиям всеобщей заинтересованности, солидарной ответственности за его результаты и требует совершенствования.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Бачкала В.В., Новиков А.М. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ЛЕТНЕМУ ПОЖАРООПАСНОМУ СЕЗОНУ НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 1128 - 1135. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18848 (дата обращения: 28.04.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*