'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (80) том 3
  4. Научная статья № 196

Просмотры  109 просмотров

Ильина А.С.

  


ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ГЛУХИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ *

  


Аннотация:
в современном обществе спортивный туризм является значимой частью физической культуры и спорта. Этот вид активности сочетает в себе физические упражнения, путешествия и природу, способствуя развитию физических и психологических качеств у участников. Однако, остается открытым вопрос о влиянии спортивного туризма на двигательную активность групп с особыми потребностями, в данном случае, глухих старших школьников.   

Ключевые слова:
спорт, туризм, активность   


Спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат соревнования по прохождению спортивных туристских маршрутов в природной среде, включающих преодоление различных препятствий, а также соревнования по прохождению дистанций, проложенных в природной среде и (или) на искусственном рельефе. Помимо этого, спортивный туризм – это показательное и результативное средство физического воспитания школьников, способствующее физическому, умственному развитию, закаливанию и укреплению самочувствия школьников.Среди лиц с ограниченными возможностями сенсорные нарушения слуха представляют собой самый распространенный в мире вариант так называемой сенсорной инвалидности. Более 5 % населения планеты страдает от полной потери слуха.Данные ООН свидетельствуют о том, что 1,1 миллиард молодых людей от 12 до 35 лет имеют риски потери слуха из-за воздействия шума в местах отдыха и развлечений. ВОЗ прогнозирует к 2050 году рост лиц с различными нарушениями слуха до 2,5 миллиардов человек, из которых как минимум 700 миллионов человек будут нуждаться в реабилитационной помощи.До сих пор проблема потери слуха касается более 1,5 миллиарда человек нашей планеты. Около 10 % граждан России страдают от различных нарушений слуха. Следует отметить, что более ста тысяч из них глухие или слабослышащие, которые осваивают различные образовательные программы в специальных учреждениях или учатся по специальным программам, которые далеки от совершенства.Отечественная и зарубежная статистика свидетельствует, что число детей со слуховыми дефектами постоянно растет. Как правило, дети с устойчивыми патологиями слуха имеют многочисленные вторичные отклонения в состоянии здоровья.Слух теснейшим образом связан с движением. Еще в 1966 году Б. Бернштейн, указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов, подчеркивал, что «…движение корректируется не только зрением, но и слухом». Этим объясняется своеобразие двигательной сферы глухих детей, проявляющееся в отставании развития всех жизненно важных физических способностей, замедленном овладении двигательными навыками, отклонении в развитии моторной сферы.В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная. Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом зависит от умения специалиста адаптивной физической культуры использовать сохранные функции занимающихся в целях их всестороннего развития и физического совершенствования.Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Одним из критических периодов в развитии детей является период от 10 до 14 лет. Данный возраст является наиболее сложным в поведенческих ситуациях из-за физиологического перехода в формировании физических, психологических, моральных и социальных установок личности.За последние десятилетия достигнуты определенные успехи в активизации повсеместной работы государственных и общественных структур по укреплению здоровья подрастающего поколения []. Развивается инклюзивное образование, формы и методы работы со школьниками, имеющими нарушения слуха. Занятия физической культурой и внеурочная спортивно-массовая работа с учащимися, имеющими ограниченные возможности (ОВ), занимает важное место в организации инклюзивного процесса каждого учебного заведения.Самоорганизованная физическая активность в свободное, досуговое время предоставляет возможность школьникам улучшить свои личностные качества, такие как самостоятельность, самооценка, способность к сотрудничеству и навыкам решения проблем, внутренняя мотивация и самореализация.В различных источниках, которые содержат сведения по спортивному туризму, отмечается, что учебно-тренировочные занятия по данному виду спорта являются самыми доступными и массовыми среди детей и взрослых. Это вид спорта, не требующий особых материальных затрат, включающий в себя разнообразные виды, огромное количество легко дозируемых и обучаемых упражнений.В спортивном туризме часто применяют легкоатлетические упражнения. Во-первых, легкоатлетические упражнения были первыми видами, по которым стали проводить состязания, а, во-вторых, некоторые из них используются в подавляющем большинстве видов спорта.Занятия спортивным туризмом характеризуются выполнением непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами. Именно, чередование активных действий с интервалами отдыха и совершенствует развитие выносливости у глухих старших школьников, включая и лиц, имеющих патологию слуха.Использование средств спортивного туризма, включающих упражнения с большой амплитудой движения позволяет успешно развивать гибкость, повышать подвижность в суставах и эластичность многих мышечных групп и связок.Из полученных данных следует, что спортивный туризм способствует увеличению двигательной активности глухих старших школьников. Участие в активных приключениях на свежем воздухе стимулирует физическую форму, улучшает координацию движений и способствует общему улучшению самочувствия. Этот результат подтверждает важность включения спортивного туризма в программы развития физической активности для данной категории учащихся. Следовательно, спортивный туризм оказывает положительное влияние на двигательную активность глухих старших школьников и может рассматриваться как эффективный метод развития физической культуры среди данной аудитории.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ильина А.С. ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ГЛУХИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 1260 - 1264. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18867 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/18867



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.