'
Сеидов Ф.А.
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 10 – 12 ЛЕТ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема развития координационных способностей у футболистов 10 – 12 лет, что является важным аспектом спортивной подготовки юных спортсменов. Автор анализирует основные методы и подходы к тренировке координации, а также влияние физических и психологических факторов на развитие данных навыков. Описываются практические рекомендации для тренеров и педагогов, направленные на эффективное включение координационных упражнений в тренировочные занятия. Особое внимание уделяется индивидуализации тренировочного процесса с учетом возрастных и физиологических особенностей детей. Результаты исследования подчеркивают значимость раннего развития координации как залога успешной спортивной карьеры.
Ключевые слова:
координационные способности, футбол, юниоры, индивидуализация, тренировка
Футболисты 10 – 12 лет – это юные спортсмены, которые уже перешли на тренировочный этап спортивной подготовки, имеют не менее 3х лет, а порой и 5–7 лет стажа спортивных занятий, и находятся на пороге пубертатного развития.Развитие координационных способностей у футболистов в возрасте 10 – 12 лет –это важный аспект подготовки юных спортсменов, поскольку игровой интеллектуальности. Координация играет ключевую роль в успешной игре, позволяя спортсменам эффективно управлять своим телом, реагировать на изменения в игре и взаимодействовать с партнерами и противниками на поле. Основным компонентом координационных способностей по классификации Ляха В.И. у футболистов в 10 – 12 лет являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Проявление координационных способностей зависит от множества факторов: способности человека к точному анализу движения, деятельности различных анализаторов, сложности двигательного задания, уровня развития других физических способностей, смелости, решительности, возраста, общей подготовленности [1, с. 54].Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств, для воздействия на координационные способности. Основным средством совершенствования координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны (гимнастические упражнения динамического характера, освоение правильной техники естественных движений, а также подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности) [7, с. 116].Одной из задач тренеров является создание тренинговой программы, которая включает разнообразные упражнения, направленные на развитие координации. Это могут быть как простые беговые упражнения, так и более сложные задания, включающие элементы с балансом, сменой направления и скорости. Например, бег с изменением направления, дриблинг с мячом, игры на реакцию и подвижные игры способствуют улучшению моторики и реакции юных футболистов [6, с. 78].Иванов И.И., в своей статье «Фундаментальные основы развития координационных способностей у детей» подчеркивает, что координация является основополагающим элементом, способствующим успешному освоению разнообразной футбольной техники. Он акцентирует внимание на том, что в возрасте 10 – 12 лет у детей происходят значительные изменения в физическом развитии, и именно в этот период закладываются основы для будущих спортивных достижений. И.И.Иванов рекомендует использовать специфические упражнения, направленные на развитие зрительно–моторной координации и пространственной ориентировки, утверждая, что эти аспекты наиболее важны для футболистов.Напротив, Петрова А.С. в своем исследовании «Психомоторное развитие детей и его влияние на спортивные результаты» акцентирует внимание на внутреннем аспекте координационных способностей. Она утверждает, что развитие этих навыков не может быть изолированной задачей, поскольку они тесно связаны с психомоторными навыками, такими как внимание и реакция. Петрова предлагает «интегрировать упражнения на координацию с игровыми элементами, тем самым обеспечивая более естественное и мотивированное развитие навыков у детей» [10, с. 60].Смирнов Д.В., в своей работе «Методы тренировки координации у детей 10 – 12 лет» делает акцент на индивидуализации подходов. Он указывает на то, что уровень развития координационных способностей у детей в этом возрасте может существенно различаться, что требует индивидуальных программ тренировок. Смирнов выделяет, что одной из ключевых задач тренера является оценка координационных навыков каждого ребенка и выбор адекватных упражнений. Сравнивая мнения Смирнова и Иванова, можно отметить, что первый акцентирует внимание на индивидуальных различиях, тогда как второй предлагает более универсальные подходы [9, с. 102].Можно сказать, что каждая из представленных точек зрения на развитие координационных способностей у футболистов 10 – 12 лет подчеркивает важность этой темы, но каждый автор предлагает разные подходы и акценты. Иванов фокусируется на технической стороне вопроса, Петрова – на психологическом аспекте, а Смирнов – на индивидуальном подходе. Сравнительный анализ этих точек зрения позволяет выделить ключевые аспекты, которые могут быть комбинированы в единую методику тренировки, способствующую гармоничному развитию юных футболистов. Таким образом, интеграция различных подходов может стать основой для создания более эффективных программ тренировки, ориентированных на всестороннее развитие координационных способностей в раннем возрасте [5, с. 23].Кроме того, использование игровых форматов тренировки, таких как эстафеты и мини–игры, помогает детям лучше осваивать координационные навыки в контексте игровой ситуации. Также важно учитывать, что в этом возрасте дети по–разному воспринимают физическую нагрузку и тренировки. Поэтому тренеры должны применять индивидуализированный подход, учитывая уровень развития каждого спортсмена. Это может включать в себя работу в группах, дифференцированные задания и возможность выбора активности, которая интересна детям.Координационные способности непосредственно связаны с развитием других ключевых качеств, таких как быстрота, ловкость и гибкость. Поэтому тренировки должны сочетать упражнения на координацию с элементами, развивающими другие физические качества [2, с. 226]. Например, использование тренажеров и специальных снарядов может помочь улучшить уровень физической подготовки, что также положительно скажется на координации.Важно отметить, что тренировка координационных способностей должна быть системной и проводиться на постоянной основе. Как и в любом другом аспекте подготовки, регулярность и разнообразие занятий играют ключевую роль в достижении успеха. Тренеры должны следить за прогрессом своих воспитанников, корректировать программу тренировок и поощрять достижения, чтобы поддерживать интерес к занятиям [8, с. 77].Для развития координационных способностей используют методы, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании двигательных навыков: целостного упражнения, расчлененного упражнения, стандартного упражнения, вариативного (переменного) упражнения, игровой и соревновательный. Специфика игровой деятельности в футболе предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей спортсменов. При всем многообразие технико–тактических действий, выполняемых в соревновательной деятельности основными, определяющими конечный результат – выигранный матч, являются передачи и удары по воротам [4, с. 45].В заключение, развитие координационных способностей у юных футболистов 10 – 12 лет –это процесс, который требует индивидуального подхода, разнообразия тренировочных заданий и постоянного мониторинга. Эффективность тренировок в этом направлении будет способствовать не только улучшению спортивных результатов, но и формированию здоровых привычек, обеспечению успешного будущего в спортe.
Номер журнала Вестник науки №11 (80) том 3
Ссылка для цитирования:
Сеидов Ф.А. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 10 – 12 ЛЕТ // Вестник науки №11 (80) том 3. С. 1270 - 1275. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18869 (дата обращения: 30.04.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*