'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 5
  4. Научная статья № 36

Просмотры  102 просмотров

Горожанкин А.С., Петрищева Т.Ю.

  


ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА АКТИВИЗАЦИЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
Статья раскрывает проблемы влияния физических упражнений на организм ребенка, активизацию в ходе них физиологических функций организма, рассмотрены положительные и отрицательные стороны нагрузок различной степени   

Ключевые слова:
система физических упражнений, здоровье детского организма, нагрузка на организм ребенка   


В современной школе стремительно растут инновационные технологии, классы оснащаются компьютерами, электронными ресурсами, доступом в интернет. Современные дети не мыслят своей жизни без компьютера. Тем самым теряют важнейшую функцию стимулирования своей жизнедеятельности физические нагрузки, что в первую очередь вызывает нервно-эмоциональные перегрузки и сказывается на мышечной системе: мышцы атрофируются, кости размягчаются, что отрицательно воздействует на осанку ребенка. Ограничение двигательной активности приводит к значительным изменениям в сердечно-сосудистой системе, уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. В этих условиях существенно повышается эмоциональная ранимость человека, ухудшаются психофизиологические показатели. Все это мешает полноценному отдыху, сну, пищеварению. Отсюда остро вытекает проблема, связанная со здоровьем детей. При разрешении перечисленных выше проблем можно в учебном процессе активировать физиологические функции детского организма с помощью физической культуры, что способствует достижению высоких результатов в обучении на других уроках. Только здоровый ребенок может в условиях инновационных технологий, учиться и работать творчески, получать и запоминать насыщенную информацию в процессе обучения, и плодотворно применять на практике. Поэтому в современной школе педагоги стремятся использовать здоровье сберегающие современные технологии, найти правильный подход в использовании и применении физических нагрузок в учебном процессе. Мы рассмотрим, каким образом физические упражнения влияют на детский организм с физиологической точки зрения, так как они представляют собой источник мощных стимулирующих и регулирующих процессов влияющих на обмен веществ и деятельность важнейших функциональных систем. Для развития детского организма и нормального его функционирования необходимо использовать физические упражнения именно в школьный период, когда детский организм растет и укрепляется. Наиболее важные преимущества занятий в том, что они делают организм более выносливым и работоспособным, ребенок обнаруживает, что может выполнить те задания, которые раньше были ему не по силам. Воздействие физических упражнений на мышцы бывает различная, в ней могут преобладать статистические или динамические элементы. Оно может быть связано с медленными или быстрыми движениями. В связи с этим и изменения, происходящие в мышцах, будут неодинаковы. Нагрузки увеличивают силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества. Активизацию физиологических функций организма при мышечной деятельности следует рассматривать как мобилизацию резервов. Тренированный организм ребенка имеет  большие по объему резервы и может более полно их использовать, чем нетренированный. Наблюдаются благоприятные изменения и со стороны опорно-двигательного аппарата, совершенствуется функциональная способность суставов, повышается кровоснабжение и нервная регуляция. Выполняя физические упражнения, в мышцах ребенка образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением, усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. В результате организм способен выполнить работу ценой мышечных усилий. Еще в глубокой древности в древнем Китае, Индии. Греции, Риме люди знали, что правильное дыхание имеет большое общеукрепляющее и лечебное действие. Во все времена создавались различные системы работы над дыханием. И это очень важно и актуально на сегодняшний день, так как прослеживается большой процент заболеваний у детей верхних дыхательных путей с астматическим компонентом. Тренированный дыхательный аппарат первый путь к хорошему здоровью. У детей систематически занимающихся физическими упражнениями, изменяются характеристики дыхательной системы, подразумевая не просто вдох и выдох, но и эффективное использование тканями организма кислорода. При интенсивных тренировках возрастает потребность организма в кислороде и подключается к решению этого процесса незадействованные до этого резервы легочных альвеол, сделать длинный упругий выдох, который хорошо очищает от углекислоты легочные пузырьки, а вдох после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. Использование циклических упражнений благоприятно сказывается и на состоянии дыхательного аппарата. Эффект появляется при умеренной динамической нагрузке, что дает более равномерный кровоток в ней, а активный газообмен снижает вероятность заболевания легочными и связанными с недостаточным поступлением кислорода болезнями. Специальные упражнения способствуют общему расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их мышечных стенок, улучшается питание и в стенках кровеносных сосудов повышается обмен веществ. Массаж стенок сосудов осуществляется за счет окружающих сосуды мышц. Кровеносные сосуды головного  мозга массируются за счет гидродинамической волны от учащения пульса и за счет ускоренного тока крови. Это способствует сохранению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальному функционированию сердечно-сосудистой системы. У ребенка, который находится долгое время за компьютером в неподвижном состоянии, наблюдаются застойные явления в системе кровообращения и нарушение питания неработающих частей тела. Закон перераспределения крови в организме, заключается в том, что кровь направляется в те органы и системы органов, которые в данный момент усиленно работают. Значительное влияние оказывают на ребенка регулярные тренировки. Они способствуют увеличению подвижности основных нервных импульсов. Благодаря этому учащийся может быстрее и лучше настроиться на предстоящую учебную деятельность. Гормоны так же увеличивают функциональность нервной системы, они выделяются во время выполнения упражнений. Занимающиеся дети, лучше переносят стрессовые ситуации, реже страдают от депрессий и плохого настроения. Наконец, доказана прямая зависимость между состоянием физической работоспособности и другими ее формами, в частности, умственной, и устойчивостью психических функций. Отсюда мы сделаем вывод, что физическая культура в большей степени является средством здоровье сбережения организма, избавления от хронических недугов и положительного воздействия на физиологию человека, чем другие формы обучения. Только при регулярных занятиях увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов. У детей, занимающихся физической культурой, частота развития заболеваний верхних дыхательных путей значительно снижается. Занятия физической культурой – приносят ощущение бодрости, легкости всему организму и является прекрасным средством для отдыха.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Горожанкин А.С., Петрищева Т.Ю. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА АКТИВИЗАЦИЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №6 (15) том 5. С. 187 - 191. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1893 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1893



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.