'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 2
  4. Научная статья № 71

Просмотры  66 просмотров

Карова Д.В., Дымов Э.М.

  


ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию форм осуществления функций права, представляющих собой специфику способов правового воздействия на общественные отношения и определены формы и средства реализации данной функции. Рассматривается сущность правовой коммуникации, ее роли в жизни общества, взаимодействия права и языка. Выявлены проблемы изучаемого правового феномена и предложены пути их устранения.   

Ключевые слова:
право, коммуникативная функция, государство, гражданское общество, средства реализации, язык, правовой текст, правовая информация   


Право выступает как одна из форм общения между социальными субъектами. Его коммуникативная функция проявляет себя в двух основных видах - как координация и как трансляция.Ряд исследователей определяют функцию права как выполняемую им роль в жизни общества [5]. Роль права является более широким понятием, которое включает в себя как функции права, так и его дисфункции. В этой связи при определении роли права, в первую очередь следует обращаться к выяснению осуществляемых правом функций и дисфункций, которые как раз и задают социальную роль права.Многообразие направлений правового воздействия на различные общественные отношения обусловливает наличие множества функций права. В действительности довольно сложно четко разграничить функции права. Конкретная форма реализации правового воздействия может быть характерна как для одной, так и для другой функции права.Так, Т.Н. Радько предложил целый ряд оснований для классификации функций права [5].В самом общем виде они подразделяются на юридические и социальные функции. Юридическими функциями права принято считать регулятивную и охранительную функции. К социальным функциям права, с учетом позиций различных ученых, относят: экономическую, политическую, воспитательную, экологическую, идеологическую и ряд других.Коммуникативный аспект права проявляется как на этапе его возникновения, так и всего последующего развития. Человек по своей природе существо коммуникативное. Он способен гармонично жить и действовать только в социуме, в котором взаимопонимание достигается в результате общения между социальными субъектами.В структуре правовой коммуникации важное значение придается языку как особому средству выражения воли законодателя, правоприменителя и интерпретатора, и доведение ее до сознания различных участников общественных отношений. Право воздействует на сознание и волю субъектов посредством языка. Именно язык является средством передачи правовой информации о содержании юридических предписаний.На данное обстоятельство в свое время обращал внимание С.С. Алексеев. Так, он отмечал: «Язык в праве — это не только вопросы юридической техники и стилистики, это конструктивные моменты самого существования права как своеобразного феномена социальной действительности, его бытия в виде конституционного явления» [1].Таким образом, язык можно рассматривать не просто как элемент юридической техники, но и лингвистическую субстанцию, которая взаимодействует с юридической техникой и обеспечивает прохождение акта правовой коммуникации. Исходя из этого, можно определить право, как особую форму взаимодействия государства и общества, некий диалог государственной власти и народа, где язык образует коммуникативный код для ведения такого диалога [6].При этом правовой язык не стоит подводить исключительно под элементарные требования юридической техники с точки зрения простоты, ясности, четкости, понятности. Конечно, не забывая об этих правилах, не стоит полностью на них концентрироваться, поскольку это может привести к нивелированию позитивистской стороны права. Ведь упрощение правового текста далеко не всегда свидетельствует о понятности содержания юридического предписания субъектам правовой коммуникации.Субъектами правовой коммуникации могут выступать различные участники общественных отношений: законодатель, органы исполнительной власти, суд, органы местного самоуправления, юридические лица, отдельный человек или группа людей и т.д. [3].Так, на определенном этапе исторического развития происходит качественный переход от невербальной коммуникации (жесты, мимика и т.д.) к вербальной коммуникации (передаче информации с использованием речевых и языковых средств).В процессе общения социальные субъекты стали определять какие модели поведения в той или иной ситуации являются благоприятными, оправданными и ожидаемыми, что в свою очередь позволило им устанавливать определенные правила поведения. В данном случае речь идет о формировании первых конвенциональных ценностей и определении объема прав и обязанностей в конкретных отношениях.Любая социальная коммуникация (а правовая, как мы понимаем, является ее частью), сочетает в себе как вербальные, так и невербальные пути передачи информации между участниками данного процесса.Cредства реализации коммуникативной функции права – это ключевой элемент обеспечения регулятивного потенциала юридических норм (дозволительных, охранительных и иных). Среди средств реализации коммуникативной функции российского права выделяются две основные группы: вербальные и невербальные.К вербальным средствам правового коммуницирования отнесены акты-документы и речевые акты. К невербальным средствам: акты-жесты, акты-действия и акты-символы [2].Правовой документ – это доминантный способ реализации коммуникативной функции права, представляющий собой источник, содержащий юридическую информацию, служащий доказательством чего-либо, удостоверяющий что-либо.Среди актов-документов выделены: нормативные, интерпретационные, документы, фиксирующих юридические факты и документы, содержащие решения индивидуального характера.Речевые акты, являясь первичным звеном общесоциального коммуницирования, с точки зрения полноты передачи юридических сведений, их значения для субъектов общения, способности вызывать правовые последствия, рассматриваются как вторичные средства правовой коммуникации [4].По своей способности самостоятельно вызывать наступление юридических последствий (без задействования иных каналов передачи информации), речевые акты разделены на: акты-ассертивы и акты-указания. Среди речевых актов, вызывающих правовые последствия лишь в совокупности с иными вербальными или невербальными средствами правовой коммуникации отмечены акты-декларации и акты-комиссивы.Среди невербальных средств реализации коммуникативной функции права и при этом автономным, являются правовые жесты. В зависимости от того, какие пути правового воздействия ставят перед собой участники коммуницирования и какие средства для этого считают нужным задействовать, правовые жесты разделяются на: жесты-регуляторы, жесты-информаторы и жесты-аналоги.В свою очередь, акты-действия, как средства реализации коммуникативной функции права, не отождествляются с актами-жестами, выступая самостоятельным средством, представляющим собой властно-распорядительные поступки субъекта государственного управления, четко и однозначно выражающие его решение о применении права, воспрепятствование которому недопустимо [5].Одним из наиболее перспективных средств реализации коммуникативной функции права на сегодняшний день выступает внедрение цифровизации и использование технологий искусственного интеллекта.Инструментом, служащим для обеспечения формализации правовой информации и представлении ее в сжатом, лаконичном виде является правовой символ. С точки зрения критерия самостоятельности (в качестве средства реализации коммуникативной функции права) выделяются автономные символы и акцессорные.Для обеспечения полноты, качества передачи юридической информации субъектам правового общения с одной стороны, не стоит пренебрегать вариативностью средств вербального и невербального коммуницирования, а с другой – по возможности задействовать весь арсенал средств, используя последовательно акты-жесты, речевые акты, акты-действия и акты-документы [7].Таким образом, одним из наиболее перспективных, и в тоже время проблемных направлений реализации коммуникативной функции права, на сегодняшний день, выступает внедрение цифровизации и использование технологий искусственного интеллекта. К примеру, исторически в нашей стране вопрос обращения граждан в государственные органы за предоставлением какого-либо блага (материального или нематериального), вследствие необходимости реализации имеющегося законного интереса приобретает характер решения сложнейшей задачи (сбор и предоставление справок, очереди и волокита служащих при приеме и рассмотрении документов и пр.).Бюрократическая система, обусловленная многочисленными административными и иными барьерами в реализации прав и законных интересов, имеет весьма прочную основу.В этой связи, создание и внедрение цифровых платформ, позволяющих реализовывать проактивный подход, становится крайне эффективным средством реализации коммуникативной функции права. Их ключевое преимущество – аккумулирование за счет использования искусственного интеллекта, технологий анализа и обработки больших данных сведений из различных государственных и иных органов для минимизации подачи документов на бумажном носителе самим инициатором запроса [2].Следовательно, к основным современным моделям улучшения качества воздействия средств реализации коммуникативной функции права относятся:1) создание проактивных (преимущественно цифровых) платформ, построенных на принципе удаленной работы и сведения к минимуму влияния внешних обстоятельств,2) активное внедрение центров обработки запросов субъектов общественных отношений для установления диалога, взаимодействия органов публичной власти с людьми.Таким образом, выделенные направления вряд ли обеспечат качественный уровень правового общения без максимальной конкретизации цели применения тех или иных средств реализации коммуникативной функции права. Помимо этого, также следует спрогнозировать желаемый для государства и общества результат правового взаимодействия, в идеале – отвечающий критериям измеримости.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Карова Д.В., Дымов Э.М. ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА // Вестник науки №12 (81) том 2. С. 526 - 533. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19474 (дата обращения: 16.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19474



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.