'
Волович О.П.
ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ *
Аннотация:
одной из главных проблем дошкольного образования в России является организация взаимодействия детского сада и семьи для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтом социализации ребенка, в условиях семьи формируется первый социально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития личности ребенка. Современным родителям необходима социально-педагогическая помощь, и так как первым институтом вне семьи по социализации ребенка является детский сад, то помощниками должны стать квалифицированные педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова:
организационно-педагогические условия, взаимодействие, партнерство
На сегодняшний день в нашей стране существует ряд нормативных документов (ФЗ «Об образовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» и другие), которые ориентируют педагогов дошкольных организаций на взаимодействие с родителями. Современная семья должна участвовать в организации педагогического процесса дошкольников, в создании условий для всестороннего развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Большинство современных родителей высоко образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Несмотря на это, высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь вступает в силу противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в процессе воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов и в применении информации, взятой из интернета и популярной печатной литературы, непосредственно на практике. В связи с этим, встает вопрос, каким образом педагогам привлечь родителей дошкольников к сотрудничеству и установить такую обратную связь, которая будет основываться на активном включении родителей в педагогический процесс, в повышении их педагогической компетентности. Именно педагоги ДОО способны прийти на помощь родителям. Но, к сожалению, не все воспитатели могут оказать такую помощь. По мнению Е.Г. Силяевой, причин здесь несколько [10,с.322]: - недооценка в обществе роли воспитателя детского сада. Исследования последних лет констатируют, что воспитатели, даже опытные, испытывают неуверенность в общении с родителями, не ощущают свою позицию как авторитетную; - сами педагоги признают, что не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю; - различие ценностных ориентаций у воспитателей и родителей; - «закрытость» многих детских садов для родителей; - недостаточный уровень компетентности воспитателей. Также, имеются проблемы и в непосредственном привлечении родителей на мероприятия просветительского характера (собрания, консультации): 1. Педагоги не всегда обращают внимание родителей на объявления (вывесили информацию по собранию, а личное сообщение отсутствует (что из бесед с родителями является важным моментом для них ), родитель в силу своей занятости, спешки может не заметить новую информацию 2. Позднее информирование родителей о предстоящем мероприятии (конкурсе, собрании, празднике) за два-три дня. 3. «Сухое» изложение материала (имеется в виду в объявлении), в приглашении на мероприятие. 4. Самое главное – педагоги не запрашивают темы, интересующие родителей, или не преподносят информацию настолько, насколько важной она является в воспитании и развитии детей данного возрастного периода. Значит, необходимо оказывать помощь самим педагогам, отбирать актуальное содержание для работы с родителями в каждой возрастной группе, разрабатывать современные формы взаимодействия, находить адекватные им методы. Как указывает О.С. Петрухина, стоит иметь четкое психологически и методически грамотное представление о целях и задачах, формах и объемах предлагаемой родителям информации, этической и технической стороне организации учебной групповой и индивидуальной работы. Это позволит создать оптимальное соотношение между педагогической теорией и практикой, даст наибольший эффект от педагогической работы по «воспитанию родителей» [9,с.22]. По мнению Л.О. Павловой, принципиально важно общение педагога с родителями «на равных», а не просто сообщение педагогом знаний в виде неоспоримых истин (авторитарный характер действий), «строительство» педагогического знания непосредственно самим родителем с помощью педагога (критическое переосмысливание предлагаемой информации, самостоятельность решения творческих задач, продуктивное, конструктивное обсуждение возникающих проблем) [8,с.8].
Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 3
Ссылка для цитирования:
Волович О.П. ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ // Вестник науки №7 (7) том 3. С. 98 - 106. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/196 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*