'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (7) том 3
  4. Научная статья № 23

Просмотры  219 просмотров

Громова К.В., Емельянова Т.В.

  


МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается метод проектов и целесообразность его применения на этапе начального образования. Приводится описание основных характеристик данного метода.   

Ключевые слова:
метод проектов, проектная деятельность, младшие школьники, педагогическая технология, обучение.   


На данный момент, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Упор делается на субъектсубъектные отношения между педагогом и учеником, где первый выступает помощников и организатором. Для наиболее эффективной реализации такого подхода в образовании используется проектная деятельность, которая направлена на развитие личности ребенка через организацию активных способов действий. В образовательном процессе используется проектная деятельность по причине того, что, во-первых, она имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, она позволяет максимально эффективно осуществлять аналитические и организационноуправленческие функции. Наконец, происходит обеспечение конкурентоспособности специалистов. В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод проектов, являющийся одним из личностно-ориентированных технологий и способом организации самостоятельной деятельности школьников, который направлен на решение задач учебного проекта. Данный метод объединяет в себе групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и проблемный подходы[1, с. 134]. Для младших школьников учебный проект является возможностью творить что-то самостоятельно или в группе, применяя все свои приобретенные ранее умения и навыки и проявляя фантазию. Создать что-то новое и совершенное – крайне занимательное занятие и дети всегда приступают к нему с неподдельным интересом. Для педагога же, учебный проект – это дидактическое средство развития и воспитания младших школьников, позволяющее вырабатывать и развивать такие компетентности, как: анализ проблемного поля, формулирование ведущей проблемы, постановка целей и задач деятельности, ее планирование, самоанализ и самоконтроль, презентация результатов деятельности, подготовка наглядностей, поиск необходимых данных и т.д. Осуществление метода проектов может занимать несколько уроков, четверть или даже полугодие. В случае длительной реализации метода, деятельность происходит во внеурочное время, а учитель выступает в роли консультанта. Иногда метод проектов сравнивают с проблемным обучением, так как педагог в данном случае ставит перед младшими школьниками определенную задачу и лишь направляет при возникновении трудностей. Основную работу выполняют сами дети. В младших классах метод проектов используется чаще, так как, учитывая возрастные особенности обучающихся, они с наибольшим интересом принимаются за осуществление намеченного проекта, чем дети старшего возраста. Не стоит забывать и о том, что в начальных классах в некоторых школах предусмотрена продленка, что дает возможность детям заниматься проектом в свое свободное время в школе, а не дома. Если проект масштабный, то ребенку, конечно, сложно переносить его из школы домой и обратно[3, с. 267]. Работа в рамках проекта предполагает высокий уровень компетентности учителя, так как сложна в своей реализации. Для начала работы над проектами, учитель должен поставить перед учащимися проблему, которая сможет заинтересовать их и вовлечь в деятельность. Именно поэтому он должен обладать творческими способностями, развитой фантазией и быть генератором развития интересов младших школьников. Если большинство современных методов обучения предполагают наличие лишь традиционных компонентов образовательной деятельности, то требования к методу проекту совершенно другие. Для начала, при работе в рамках метода проектов должна быть поставлена какая-либо проблема или задача исследовательского, информационного или практического характера. Этот пункт уже вызывает затруднения и решается при совместном взаимодействии учителя и класса. Затем нужно спроектировать сам проект, то есть определить вид проекта и форму его презентации. В этом случае нужно составить перечень конкретных пооперационных действий с указанием действий, результатов, сроков и ответственных за исполнение. Некоторые проекты не могут быть спланированы от начала и до конца, поэтому перечень действий дополняется в ходе работы над проектом. Далее, любой проект требует исследовательской деятельности младших школьников. Они должны найти всю необходимую информацию по поставленной задаче и выбрать наиболее приемлемые пути ее достижения. В результате дети должны предоставить сам проект, который они сделали для разрешения поставленной задачи. Одной из проблем при выборе метода проектов является невозможность его реализации за отведенное на урок время. Отводить несколько уроков на проект можно в рамках таких предметов, как изобразительное искусство или музыка и т.д., но никак не русский язык или математика. Для реализации метода проектов в рамках данных учебных дисциплин, требуется именно внеурочная деятельность, к которой учеников должен подтолкнуть учитель, поставив перед ними проблему, которая сможет мотивировать их заниматься проектом дома с большим интересом. Школа, которая внедряет данный метод, со временем приходит к правильному соотношению времени, отведенному на традиционную классно-урочную систему и на проектную деятельность. При реализации метода проектов в начальной школе нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, т.е. подбирать темы для проектов в рамках учебных предметов и сокращать длительность работы над проектом[2, с.112]. Младшие школьники в работе над проектом проходят разные этапы деятельности, работая при этом самостоятельно или в группах. Все это приводит к тому, что они приобретают необходимые знания, коммуникативные умения и навыки. Происходит развитие личностных качеств, фантазии, неординарности подходов. Метод проектов, несомненно, отлично подходит для внедрения на ступени младшей школы и реализует большинство поставленных в учебной деятельности задач.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Громова К.В., Емельянова Т.В. МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №7 (7) том 3. С. 107 - 111. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/197 (дата обращения: 12.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/197



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.