'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 41

Просмотры  217 просмотров

Олешкевич А.А.

  


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема профессиональной адаптации начинающих педагогов дополнительного образования в условиях социально-экономического реформирования общества. Автор подчёркивает, что педагогическая деятельность требует высокого уровня профессионализма, что делает процесс адаптации сложным и ответственным. Особое внимание уделяется необходимости целенаправленных и систематических мер руководства для успешного осуществления процесса адаптации молодых педагогов. Статья может быть полезна руководителям образовательных учреждений, специалистам в области образования и всем, кто интересуется проблемой профессиональной адаптации начинающих педагогов.   

Ключевые слова:
общество, социально-экономическое реформирование, педагогическая деятельность, адаптация, педагоги, дополнительное образование, профессионализм, коллектив, руководство, молодые специалисты   


В современном обществе, переживающем период социально-экономического реформирования, проблема профессиональной адаптации начинающих педагогов дополнительного образования приобретает особую актуальность.Педагогическая деятельность требует от специалистов высокого уровня профессионализма, что делает процесс адаптации особенно сложным и ответственным. Начинающие педагоги, приступая к работе, сталкиваются с необходимостью в кратчайшие сроки освоить новые обязанности и влиться в коллектив.Для успешного осуществления процесса профессиональной адаптации молодого педагога требуются целенаправленные и систематические меры руководства.Массовый «уход» молодых педагогов в другие сферы деятельности, старение педагогического коллектива делают включение ресурсов и механизмов управления процессом профессиональной адаптации и закрепления молодых специалистов в образовательном учреждении особенно важным.Адаптация педагогических кадров представляет собой сложный процесс, который требует тщательного подхода и внимания со стороны руководства.Включение педагога в работу учреждения дополнительного образования — это ключевой этап в системе управления персоналом. Новые сотрудники нуждаются в поддержке коллег и администрации.Необходимо подчеркнуть, что молодых педагогов следует интегрировать в систему ценностей педагогического коллектива учреждения дополнительного образования, а также в его традиции и обычаи.Нельзя не согласиться с Н.А. Нехороших в том, что ключевая роль в адаптации молодых педагогов принадлежит руководителю школы. Именно он отвечает за профессиональное развитие и становление начинающих специалистов. [4]Руководитель образовательной организации должен обладать глубоким пониманием того, какие конкретные шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для создания благоприятных условий, способствующих успешной интеграции молодого педагога в профессиональную среду.В связи с этим, перед руководителем стоит задача выбора наиболее эффективных механизмов управления процессом профессиональной адаптации начинающего специалиста.С точки зрения управления персоналом, понятие «механизм» может быть определено как совокупность процедур принятия управленческих решений руководителем, а также как совокупность средств воздействия и кадровых технологий.Механизмы управления в системе адаптации молодых специалистов к условиям профессиональной деятельности в учреждении дополнительного образования представляют собой комплекс мер, направленных на эффективное функционирование и развитие образовательного процесса. В рамках данной системы выделяются следующие ключевые аспекты: кадровые ресурсы, финансовое обеспечение и информация.Для обеспечения эффективного управления необходимо наличие квалифицированных кадров, создание рабочей группы и назначение наставников. Это позволит обеспечить профессиональный рост и развитие молодых специалистов, а также создать благоприятную атмосферу для общения и сотрудничества в педагогическом коллективе.Финансовое обеспечение является важным фактором для стимулирования и мотивации молодых специалистов. Оно позволяет создать условия для профессионального роста и развития, а также обеспечить поддержку и развитие учреждения дополнительного образования.Третьим важным аспектом является информация, которая необходима для выстраивания индивидуального профессионального пути, разработки программы адаптации и мониторинга профессиональных трудностей.Еще одним из эффективных механизмов управления профессиональной адаптацией является создание доброжелательной атмосферы в педагогическом коллективе и оказание моральной поддержки молодым учителям. Это позволяет создать условия для профессионального роста, развития и повышения мотивации. Для молодых учителей важно чувствовать, что их труд ценится и уважается. Это способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективе и повышению мотивации к профессиональному развитию.Система управления адаптацией молодого педагога в сфере дополнительного образования включает в себя меры по оптимизации процесса обучения с использованием опыта других преподавателей и методическую помощь. Это включает в себя подготовку к занятиям, организацию работы с родителями обучающихся, разработка дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы, устранение различных затруднений, самообразование и повышение квалификации. И.К. Макарова полагает, что ключевым фактором, определяющим успешность процесса адаптации, является гармоничное выстраивание взаимоотношений на всех этапах управления [3].Структура механизма управления, в соответствии с подходом И.К. Макаровой, может быть представлена в виде комплекса элементов: Уровень воздействия (индивидуальный, групповой, коллективный),Характер воздействия (прямой, косвенный),Совокупность элементов,Организация информационного обеспечения процесса адаптации,Осуществление сбора информации, определение критериев успешности адаптации, методов ее оценки и сроков,Структурное закрепление функций управления адаптацией,Рабочая группа, занимающая вопросами адаптации специалистов,Технологии организации адаптации.Разработка и реализация комплекса мероприятий по адаптации молодых специалистов [2].Эти элементы отражают сущность средств, применяемых для воздействия на процесс адаптации молодого специалиста.Разрабатывая комплекс мер профессиональной адаптации молодых специалистов, необходимо применять гибкий и дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности каждого сотрудника.Важно принимать во внимание пол, возраст, социальное и семейное положение, личностные качества, уровень знаний и навыков каждого специалиста, следует помнить, что молодой учитель – человек с своеобразными запросами и интересами, «профессиональное» – только часть его жизни, отнюдь не доминирующая в этот период [1, С. 7-8].Н.А. Нехороших в своей статье приводит результаты Общероссийского интернет-исследования, которое помогло выделить наиболее эффективные действия руководителя образовательного учреждения в области управления процессом профессиональной адаптацией молодого педагога:обсуждение вопроса об их профессиональном росте,поддержка инициативы молодых педагогов,поручение ответственного дела, мероприятия,стимулирование их участия в профессиональных конкурсах,регулярное оценивание работы начинающего педагога [4].Для того чтобы создать эффективный инструмент управления процессом профессиональной адаптации, руководителю необходимо уделить особое внимание разработке программы адаптации молодых педагогов.С точки зрения управленческого подхода, И.К. Макарова выделяет ключевые цели адаптационных программ для молодых специалистов: формирование позитивного отношения к коллективу и профессии, снижение текучести кадров, уменьшение тревожности и неуверенности молодых сотрудников при вхождении в организацию и трудовой коллектив [3, С.17].Для успешной адаптации молодых педагогов необходимо разработать и внедрить конкретные мероприятия, направленные на облегчение процесса их вхождения в профессиональную деятельность. К таким мероприятиям относятся организация «круглых столов», семинаров для молодых специалистов и методическое сопровождение. Наиболее важными и ответственными этапами адаптации являются приём педагога на работу и его включение в педагогическое и ученическое сообщество, так называемое «посвящение в педагоги». Кроме того, процесс адаптации молодого педагога можно эффективно контролировать и поддерживать с помощью диагностики его профессиональных затруднений. Анализ полученных данных позволит руководителю образовательного учреждения выявить проблемные зоны, с которыми сталкивается молодой педагог. В рамках исследований, проведённых такими учеными, как В.Л. Виноградов, С.А. Минюрова, К.Г. Митрофанова, Н.Ф. Логинова и К.М. Ушаков, были выделены ключевые управленческие механизмы, способствующие успешной профессиональной адаптации молодых учителей в организации.Одним из таких механизмов является организация наставничества, которое осуществляется в среде молодых педагогов со стажем работы от трёх до пяти лет.Ещё одним важным механизмом является открытое методическое объединение, включающее в себя традицию взаимопосещения уроков и консультации по возникающим профессиональным вопросам. Также важным аспектом является определение индивидуального профессионального развития и самообразования.Управленческая команда организует для молодого педагога как групповые, так и индивидуальные формы работы по его адаптации.Таким образом, понятие «механизм» в контексте управления представляет собой совокупность процедур принятия управленческих решений руководителя, средств воздействия и кадровых технологий. Внедрение системного подхода к развитию профессиональных навыков молодых специалистов способствует их оперативной адаптации к работе в учреждениях дополнительного образования детей, что позволяет избежать неуверенности в своих силах. Кроме того, такой подход способствует, формированию мотивации к постоянному самообразованию и раскрытию индивидуального потенциала каждого специалиста его успешному закреплению в профессии.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Олешкевич А.А. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 323 - 329. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19749 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19749



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.