'
Казарова Д.А., Дымов Э.М.
ПРАВОСОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА *
Аннотация:
в статье рассматривается особенностей формирования цифрового правосознания в молодежной среде в современный период развития общества, а также факторов, влияющих на этот процесс. Обозначена молодежных коммуникаций, которая обусловлена увеличением объемов и интенсивности информационных потоков, а также увеличением средств реализации коммуникационных взаимодействий, основными потребителями которых является молодое поколение.
Ключевые слова:
информационное общество, коммуникации, информация, правосознание, цифровизация, правовая психология, современная молодежь
Правосознание, с одной стороны, представляет собой сложный теоретико-правовой феномен, с другой стороны, его можно рассматривать как часть существующей социальной реальности. В связи с этим осмысление правосознания и его динамики определяется, во-первых, господствующими научными представлениями и методами, во-вторых, конкретно-историческим этапом социального и правового развития.Правосознание - это не только отражение правовой реальности, но еще и субъективно окрашенная рефлексия по поводу права, в основе которой лежат идеальные правовые и в значительной мере моральные представления.Правосознание - как коллективное, так и индивидуальное — несет на себе печать чувств, эмоций, мифов, верований, иных иррациональных факторов. Иррациональная сторона правосознания получает выражение в такой его части, как правовая психология, которая не подвержена доводам разума и строгой логике юридических рассуждений [5]. Цифровизация вызывает изменения в обеих структурных частях правосознания: правовой идеологии и правовой психологии. Динамика изменений самой роли права в условиях цифрового общества порождает новые психические переживания как по поводу конкретных правовых норм и институтов, так и в отношении к самому праву как регулятору общественных отношений, определяющему меру свобод индивида в его социальных взаимодействиях [3].В современных условиях важным фактором, влияющим на социально-правовое развитие и, как следствие, на правосознание, выступает цифровизация. Формирующееся цифровое общество влияет на трансформацию общественного сознания, в том числе и правосознания как его части. В связи с этим в статье поставлена задача выявить и обосновать основные направления влияния цифровизации на правосознание и его динамику.Процесс перехода во всех странах мира к демократичным формам организации общественной жизни на протяжении всей истории развития человечества сопровождается стремлением к формированию правового сознания молодежи. В связи с этим одной из важнейших задач государства является обеспечение общедоступности получения достоверной правовой информации молодым поколением с целью дальнейшего использования им этих ресурсов в жизни общества, что создает условия благоприятного воздействия на сознание молодежи.В информационном постиндустриальном обществе возрастает роль права, являющегося одним из главных способов регулирования общественных отношений в государстве, что отражается и на правовом сознании современной молодежи [2]. Правовое сознание молодежи – это способность отражать существующие в современном обществе нормы, идеи, взгляды, а также процессы, совершающиеся в рамках правового поля. Информационное поле, безусловно, представляет собой один из основных способов воздействия на правосознание граждан, включая молодежь, которое в значительной степени обеспечивает и гарантирует законность и соблюдение правопорядка в любом государстве [3].В структуре правового сознания современной молодежи можно выделить два тесно связанных друг с другом пласта. Первый из них – когнитивный анализ – содержит разнообразные формы получения правовой информации и правовых знаний (теоретический, экспериментальный (эмпирический) и практический опыт), а также умение накапливать, оценивать, отбирать, производить анализ, усваивать и систематизировать полученную правовую информацию [5].В результате данных процессов осуществляется реализация когнитивных функций юридического и правового сознания личности. Второй пласт – мотивационно-регуляционный – включает набор определенных потребностей, норм, ценностей, интересов, установок с оценкой реальной возможности применения их на практике в конкретных ситуациях общественной жизни, что, в свою очередь, создает механизм регулирования отношений в правовом поле.Формирование правового сознания современной молодежи осуществляется в ходе социально-общественных коммуникаций, соответствующих традициям классической правовой культуры. При таком подходе подразумевается обмен информацией субъектов права в процессе их общения, неотъемлемой частью которого становится новое осмысление различных правовых норм и конструкций.Большинство исследователей рассматривают познавательный уровень как определяющий в системе правовой социализации, так как именно он преимущественно распространен в молодежной среде через приобщение обучающихся различных учебных заведений к правовым нормам, правилам и ценностям.Согласно мнению Г.Г. Гасанова, «правосознание — совокупность правовых знаний, представлений, взглядов, идей, выражающих оценочное, психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни, а также действиям и поступкам, совершаемым ими в правовой сфере. Теоретическое и практическое значение правосознания состоит в максимально адекватном отражении, осмыслении, познании правовой действительности молодёжью». «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний», так писал американский писатель и футуролог Джон Нейсбитт [2]. К сожалению, невозможно не согласиться с реальной проблемой современности. Поступающий со скоростью света гигантский объём информационных потоков, оказывает большое влияние на все сферы деятельности человека и общества. Современные средства связи и информации являются естественной и привычной средой для современной молодёжи. Но информация бывает разная: имеющая свою ценность и абсолютно безнравственная, ложная, ведущая к заблуждению.По утверждению одних ученых, процесс быстрого получения и обмена правовой информации приводит к росту объема правовых и юридических знаний у молодежи. Однако другие ученые полагают, что низкий уровень правовой грамотности, а в некоторых случаях и отсутствие такового в сочетании с неопытностью молодежи часто при самостоятельном поиске информации в источниках сети «Интернет» приводит пользователей к неактуальным или фиктивным информационным ресурсам, что пагубно влияет на дальнейшее формирование правового сознания в молодежной среде, вследствие чего возникает деформация правовой культуры: – дилетантское и некорректное толкование юридических норм права, – применение технологии манипулирования сознанием молодежи в политических целях в средствах массовой информации, – необъективная избирательность при подборе и использовании правовых источников информации на основе субъективных представлений [6]. В связи с этим необходимо определить, что следует понимать под правовой информацией, получаемой из виртуальных источников. В некоторых случаях под таковой понимается смысловое содержание норм права, а в других – сами нормативные правовые акты, в которых непосредственно содержатся нормы права, например, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 23.11.2024) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1].Вместе с тем в сфере цифровых технологий под системами правовой информации принято понимать различные информационно-поисковые системы, использование которых обеспечивает общедоступный способ получения информации из правовых документов. При этом источниками правовой информации служат нормативные правовые акты всех институтов, затрагивающих основные уровни общественной жизни в правовом поле [4].Таким образом, в современном информационном цифровизированном обществе социальная среда как один из главных и важных механизмов правового воспитания оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие правового сознания молодежи, а молодежная социальная среда, в свою очередь, развиваясь и видоизменяясь, «подстраивается» под правовые реалии жизни общества и государства.Именно на данном этапе правосознание как конструктивный потенциал становится инструментом организационно-управленческой деятельности и перехода от правовой воли к практической реализации в правовом пространстве [7]. Правосознание молодежи при этом рассматривается как социальное взаимодействие общества и государства, направленное на совершенствование индивидов в правовом поле. Подчеркнем, что бесконтрольное распространение в общедоступных цифровых источниках информации юридического характера нередко приводит к неправильному толкованию юридических норм и правовых процессов, что, безусловно, может негативно сказываться на правовом сознании молодежи. Именно поэтому со стороны государства и общественных организаций необходимо развивать процесс контроля и помощи молодым людям в поиске, обработке правовой информации, а также использования полученной ими информации в общественной жизни. С этой целью в учебных заведениях всех уровней целесообразно проводить элективные либо факультативные занятия, направленные на обучение методам и способам получения грамотной правовой информации.
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Казарова Д.А., Дымов Э.М. ПРАВОСОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 647 - 653. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19794 (дата обращения: 13.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*