'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 91

Просмотры  200 просмотров

Коломников А.А., Никулин Р.Л.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются правовой статус главы региона, особенности и различия между полномочиями глав различных регионов Российской федерации.   

Ключевые слова:
глава региона, президент субъекта, Российская Федерация   


Правовой статус главы высшего регионального исполнительного органа представляет собой сложный и многогранный правовой институт, который детально регламентируется как на федеральном, так и на региональном уровне российского законодательства. Этот статус включает в себя целый комплекс прав, обязанностей и полномочий, определяющих место руководителя региона в системе государственной власти.Конституция Российской Федерации, являясь основным законом государства, закрепляет фундаментальный принцип, согласно которому общие принципы организации системы органов государственной власти устанавливаются в рамках совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Такой подход не случаен, поскольку он наиболее полно отражает федеративную природу российского государства.Подобное распределение полномочий между центром и регионами позволяет достичь оптимального баланса между централизацией и децентрализацией государственной власти.С одной стороны, сохраняется единство системы государственного управления, а с другой – обеспечивается необходимая самостоятельность регионов в решении вопросов местного значения. Это особенно важно для России как крупнейшего государства мира с разнообразными географическими, экономическими и культурными особенностями различных территорий.Данная модель организации власти учитывает исторически сложившиеся традиции российского государственного управления и современные потребности развития страны, обеспечивая эффективное функционирование всей системы государственной власти в целом.Регионы имеют определенную самостоятельность, когда они создают свою систему государственных органов. Но при этом они должны соблюдать Конституцию РФ и федеральное законодательство.ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществляется установка основных требований к тому, как организовывать региональные органы. Вместе с этим регионы своими конституциями (или уставами) и законодательством, проводят детализацию положений этого ФЗ, с учетом специфики региона.Глава региона занимает ключевое положение в системе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выступая в качестве высшего должностного лица региона. Его роль трудно переоценить, поскольку именно он несет персональную ответственность за социально-экономическое развитие вверенной ему территории и благополучие её жителей.Особенность правового положения главы региона заключается в его двойственном статусе.С одной стороны, он возглавляет исполнительную власть в субъекте Федерации, определяя основные направления региональной политики, принимая стратегические решения и координируя работу всех региональных органов исполнительной власти. В этом качестве он подотчетен региональному законодательному собранию и населению субъекта Федерации.С другой стороны, глава региона является неотъемлемым элементом единой системы исполнительной власти Российской Федерации. В этом качестве он обеспечивает реализацию федеральной политики на территории субъекта, взаимодействует с федеральными органами власти и участвует в решении общегосударственных задач. Такое положение предполагает определенную подотчетность главы региона федеральному центру.Подобное сочетание региональных и общефедеральных полномочий позволяет главе субъекта эффективно отстаивать интересы своего региона на федеральном уровне и одновременно проводить единую государственную политику на вверенной ему территории. Это особенно важно для обеспечения сбалансированного развития как отдельных регионов, так и страны в целом.В современный период развития российской государственности наблюдаются существенные трансформации правового статуса главы региона. Эти изменения обусловлены комплексом факторов, связанных с реформированием федеративных отношений, укреплением властной вертикали и необходимостью обеспечения единства системы государственного управления при сохранении определенной региональной автономии.Процесс реформирования федеративных отношений затрагивает все аспекты взаимодействия между центром и регионами. Происходит переосмысление роли главы региона как связующего звена между федеральным и региональным уровнями власти.При этом изменения правового статуса руководителей субъектов федерации направлены на создание более эффективной системы управления, способной оперативно реагировать на современные вызовы.Усиление властной вертикали представляет собой закономерный процесс, направленный на повышение управляемости государством и обеспечение единства государственной политики во всех сферах общественной жизни.В этих условиях глава региона становится не только руководителем субъекта, но и важным элементом единой системы исполнительной власти, отвечающим за реализацию государственной политики на региональном уровне.Особое значение приобретает задача обеспечения единства системы государственного управления. Это требует четкой координации действий между различными уровнями власти, установления эффективных механизмов взаимодействия и контроля.При этом правовой статус главы региона должен отражать двойственность его положения: как руководителя субъекта федерации и как участника единой системы государственного управления.Важным аспектом происходящих изменений является необходимость сохранения определенной самостоятельности регионов в решении вопросов местного значения. Это позволяет учитывать специфические особенности каждого субъекта федерации, его социально-экономические условия и культурные традиции.Правовой статус главы региона должен обеспечивать достаточную степень автономии для принятия решений по вопросам регионального развития.В процессе трансформации правового статуса главы региона происходит уточнение его полномочий и ответственности, совершенствование механизмов взаимодействия с федеральными органами власти и органами местного самоуправления. Это способствует повышению эффективности управления и созданию более сбалансированной системы распределения полномочий между различными уровнями власти.Современные изменения также затрагивают вопросы подотчетности глав регионов как перед федеральным центром, так и перед населением субъекта федерации.Формируются новые механизмы контроля и оценки эффективности деятельности региональных руководителей, что способствует повышению качества управления и ответственности за принимаемые решения [54, С. 67].В системе российского права статус главы региона представляет собой сложный и многогранный институт, который характеризуется многоуровневым правовым регулированием. Это обстоятельство подчеркивает, как сложность, так и значимость данного института в системе государственного управления Российской Федерации.Многоуровневое правовое регулирование статуса главы региона обусловлено необходимостью учета разнообразных факторов, влияющих на деятельность руководителей субъектов федерации.На федеральном уровне устанавливаются общие принципы и рамки, в которых осуществляется деятельность глав регионов. Эти нормы определяют основные полномочия, обязанности и ответственность руководителей субъектов, а также их взаимодействие с федеральными органами власти.На региональном уровне правовое регулирование статуса главы региона приобретает более детализированный характер. Здесь учитываются специфические особенности каждого субъекта федерации, его социально-экономическое положение, исторические и культурные традиции.Региональные законы и нормативные акты конкретизируют полномочия и обязанности главы региона, устанавливают порядок его избрания или назначения, а также регламентируют вопросы подотчетности, а также контроля за его деятельностью.Такое многоуровневое правовое регулирование позволяет создать гибкую и адаптивную систему управления, способную учитывать как общегосударственные интересы, так и региональные особенности. Это способствует более эффективному решению задач социально-экономического развития субъектов федерации и повышению качества жизни населения.Значимость института главы региона в государственном управлении обусловлена его ключевой ролью в реализации государственной политики на региональном уровне.Глава региона выступает связующим звеном между федеральным центром и местными органами власти, обеспечивая координацию их действий и согласованность принимаемых решений. Он отвечает за выполнение государственных программ и проектов, направленных на развитие региона, и несет ответственность за результаты своей деятельности перед населением и федеральными органами власти.На конституционном уровне закладываются фундаментальные основы статуса главы региона.Конституция РФ определяет базовые принципы организации государственной власти в субъектах Федерации, устанавливает общие рамки полномочий региональных органов власти и их руководителей. Именно конституционные положения служат правовым фундаментом для всей системы регулирования статуса главы региона.Законодательный уровень включает как федеральные, так и региональные нормативные акты.Федеральное законодательство устанавливает общие принципы организации региональных органов власти, определяет порядок наделения полномочиями глав регионов, закрепляет их основные права и обязанности.Региональное законодательство, в свою очередь, конкретизирует особенности правового положения главы региона, учитывая местную специфику и условия.Существенную роль играет подзаконное регулирование статуса главы региона. Указы Президента РФ определяют механизмы взаимодействия федерального центра с главами регионов.Важное значение имеют постановления Правительства РФ, затрагивающие вопросы исполнения федеральных полномочий. На региональном уровне действуют собственные нормативные акты, включая документы, издаваемые непосредственно главой региона и региональным правительством.Такая система правового регулирования позволяет обеспечить комплексный подход к определению статуса главы региона. При этом учитываются как общефедеральные, так и региональные интересы, что способствует эффективному управлению территориями.Многоуровневое регулирование создает необходимую гибкость в реагировании на меняющиеся условия, сохраняя при этом единые принципы организации государственной власти в стране.Многоуровневая система правового регулирования статуса главы региона представляет собой сложный правовой механизм, обеспечивающий необходимую гибкость в управлении территориями. Такой подход позволяет своевременно реагировать на изменения в общественной жизни и экономической ситуации регионов, сохраняя при этом фундаментальные принципы организации государственной власти на местах.Федеральный закон № 184-ФЗ выступает ключевым нормативным актом, определяющим базовую архитектуру региональной власти. В нем закреплены основополагающие требования к структуре органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Особое внимание в законе уделяется высшему исполнительному органу региона и его руководителю.Установление законодателем четкой вертикали исполнительной власти в регионах, возглавляемой руководителем субъекта Федерации, представляет собой продуманное и стратегически важное решение в системе государственного управления.Данная структура создает эффективный механизм реализации государственной политики на региональном уровне и обеспечивает необходимую управляемость территориями.Персональная ответственность главы региона за принимаемые решения является ключевым элементом данной системы. Это означает, что руководитель субъекта несет прямую ответственность не только за собственные действия, но и за работу всей системы исполнительной власти в регионе.Такой подход позволяет избежать размывания ответственности и создает четкую систему подотчетности.Эффективная координация работы всех органов исполнительной власти на вверенной территории достигается благодаря централизованному управлению и четкому распределению полномочий.Глава региона, находясь на вершине управленческой пирамиды, обладает всей полнотой власти для оперативного принятия необходимых управленческих решений. При этом он обеспечивает согласованность действий различных ведомств и осуществляет контроль за исполнением федеральных и региональных программ, координируя взаимодействие между различными уровнями власти.Вертикальное построение исполнительной власти в регионах существенно способствует повышению эффективности государственного управления. Такая структура позволяет значительно ускорить процесс принятия решений и обеспечить более четкое распределение ресурсов.Кроме того, улучшается контроль за исполнением принятых решений, что непосредственно влияет на повышение качества предоставляемых государственных услуг населению.Важным аспектом такой системы является возможность быстрого реагирования на возникающие проблемы и кризисные ситуации. Глава региона, обладая необходимыми полномочиями и располагая полной информацией о ситуации на территории, может принимать оперативные меры по устранению возникающих угроз и решению критических задач.Система персональной ответственности также создает дополнительные стимулы для повышения качества управленческих решений. Понимая всю полноту ответственности за последствия принятых решений, руководители регионов более тщательно подходят к их разработке и реализации, учитывают различные факторы и возможные риски.Координация работы органов исполнительной власти под руководством главы региона обеспечивает единство государственной политики на территории субъекта. При этом удается избежать дублирования функций различными ведомствами и достичь оптимизации использования бюджетных средств.Существенно повышается эффективность межведомственного взаимодействия, что в целом положительно сказывается на качестве государственного управления.Подобная организация власти учитывает исторический опыт государственного управления в России и современные потребности развития регионов. При этом система остается достаточно гибкой, чтобы учитывать специфику каждого субъекта Федерации, его экономические, географические и культурные особенности.Важно отметить, что данная модель доказала свою эффективность на практике, обеспечивая необходимый баланс между централизацией управления и региональной автономией.Законодательное закрепление обязательного наличия высшего исполнительного органа во главе с руководителем региона создает прочную основу для формирования действенной системы управления на местах. Это позволяет выстраивать четкую управленческую цепочку, начиная от федерального центра и заканчивая конкретными исполнителями в регионах.Государственная власть в регионе должна организовываться единообразно по названию должностей и их содержанию. Поэтому Президентом РФ утвержден список, в котором указаны стандартные государственные должности для регионов. Это делает государственное управление унифицированным и системным по всей стране.Проанализировав региональное законодательство, можно увидеть, что оно обладает характерной особенностью в плане того, как организуются региональные органы, выражающейся тем, что они зачастую дублируют федеральные властные институты в регионе, например, исполнительные органы.Это очень заметно, когда в регионе происходит дублирование полномочий и функционала, который имеет Президент и Правительство. К примеру, в большой части регионов, у его главы, также как и у Президента РФ, есть полномочия, позволяющие ему создавать региональное правительство и администрацию. Точно также председателем правительства региона, по аналогии с Председателем Правительства РФ, организуется деятельность, осуществляемая высшим региональным исполнительным органом.Наличие подобного дублирования обладает и положительным и отрицательным эффектом. Положительным является то, что этим самым, государственное управление становится унифицированным, что позволяет легче взаимодействовать государству с регионами. Но вместе с тем, если просто бездумно копировать государственные институты, то не во всех случаях будет учитываться специфика региона и сделает структуру управления более сложной.Сейчас возникает острая необходимость в том, чтобы оптимизировать систему региональных органов, учитывая то, что следует сбалансировать унификацию государственных институтов и особенности регионов.Соответственно, система региональных органов является очень сложным механизмом, объединяющим в себе федеральное и региональное регулирование. Вместе с этим можно увидеть тенденцию к тому, что в регионах дублируется федеральная модель, по которой организовывается региональная власть.В особенности четко функции государства дублируют республики, входящие в РФ.Например, в Дагестане, ее президентом, осуществляется создание правительства и администрации, тогда как председателем правительства напрямую управляется правительство. При такой организации управления почти полностью копируется федеральная система отношений Президента РФ и Председателя Правительства РФ.В Адыгее пользуются немного другой моделью, когда президентом создаются министерства и общая администрация, это тоже немного похоже на федеральную систему, по которой организуется власть. Тоже самое можно увидеть в Татарстане, Башкортостане и на Северном Кавказе, где тоже главой региона является президент и существует председатель правительства, тем самым формируется 2-х уровневая система, по которой управляется исполнительная власть.Но есть и несколько исключений из тенденции по копированию федеральной модели управления.К примеру, в Республике Алтай ее главой управляется, как и сама Республика, так и ее правительство. Тоже самое можно увидеть и в Бурятии, в которой ее президент, является главой правительства и сам занимается формированием его состава.Также реализована система управления регионом и в Ставропольском крае. При этой модели не дублируются управленческие функции и не могут возникнуть конфликты разных властных центров.Необходимо заметить, что так или иная модель, по которой организуется исполнительная власть в регионе, выбирается с учетом его исторических традиций, ситуации в регионе и его национальных особенностей.Вместе с этим в последнее время можно увидеть тенденцию оптимизировать систему исполнительных органов так, чтобы как можно меньше дублировались их функции.Практическое использование модели, когда совмещаются должности главы региона с руководителем его правительства, показывает, что она довольно эффективна, поскольку при этом не размывается настолько ответственность и управленческая система работает более четко.Но в определенных ситуациях, в особенности, когда регион является крупным и имеет сложный состав, имеет смысл разделять данные функции, для того чтобы управление было более эффективным.Из этого следует, что процесс дублирования, федеральной модели организации системы исполнительных органов в регионе – это сложный социальный феномен, обладающий положительными и отрицательными сторонами. Когда выбирается та или иная модель, по которой организуется власть, то необходим учет региональной специфики и обеспечение эффективного государственного управления в регионе.Структурный вид высших исполнительных органов в разных регионах, показывает самые разные их моделей, это говорит о том, что каждый регион обладает своими особенностями и административными традициями. Когда РФ имеет общую федеративную структуру, в регионах государственное управление реализуется в самых разных формах, когда все республики или области обладают правом самостоятельно устанавливать порядок, по которому будет организована исполнительная власть [56, С. 32].Глава региона (являющийся, как правило, президентом или губернатором) имеет довольно большие полномочия, благодаря которым он выступает, как основная при государственном управлении регионом. В первую очередь им представляется его регион при взаимоотношениях с федеральной и местной властью, когда глава может вести с переговоры и отстаивать интересы региона перед федеральной властью.В системе государственного управления субъектом Федерации глава региона наделен широким спектром полномочий, среди которых особое значение имеют его законодательные функции.Ключевая роль руководителя региона проявляется в праве обнародования или отклонения законов, а также в формировании высшего исполнительного органа субъекта Федерации.Право главы региона на обнародование или отклонение законов представляет собой действенный инструмент влияния на законотворческий процесс.Используя это полномочие, руководитель субъекта может эффективно корректировать законодательную деятельность в интересах региона, обеспечивая принятие наиболее целесообразных и практически применимых правовых положений.Формирование высшего исполнительного органа региона также является важнейшей прерогативой главы субъекта Федерации. Данное полномочие позволяет создавать работоспособную команду управленцев, способную решать стоящие перед регионом задачи. При этом руководитель региона несет персональную ответственность за эффективность работы сформированного им органа.Существенным элементом полномочий главы региона выступает его право взаимодействия с законодательным органом субъекта Федерации. Возможность созыва внеочередных заседаний позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и вызовы, требующие незамедлительного законодательного решения. Это особенно важно в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации.Активная роль главы региона в законодательном процессе подкрепляется его правом применения мер ответственности к законодательному органу. Данный механизм обеспечивает необходимый баланс в системе сдержек и противовесов на региональном уровне. При этом такие полномочия используются взвешенно и обоснованно, исключительно в интересах развития региона и благополучия его жителей.Комплексное применение указанных полномочий позволяет главе региона выстраивать эффективную систему управления, своевременно реагировать на возникающие проблемы и обеспечивать устойчивое развитие вверенной ему территории.Практика показывает, что именно такой подход к организации региональной власти наилучшим образом отвечает современным потребностям государственного управления.Глава региона может участвовать в работе, осуществляемой региональным законодательным органом, имея совещательный голос. Что позволяет ему оказывать влияние на законопроекты, высказывать мнение, которое имеет исполнительная власть, что позволит взаимодействовать друг с другом законодательной и исполнительной власти [8, С. 86].Также очень важно координировать работу, осуществляемую исполнительными органами. Этим также занимается глава региона и это дает возможность согласовать действия, осуществляемые разными министерствами и ведомствами, исключать копирование управленческих функций и появление конфликтов.Необходимо заметить, что федеральное законодательство запрещает формировать дополнительные надстройки в высшей исполнительной власти, это позволит снизить бюрократию и сделать управление более простым. Использование этой нормы также позволяет оптимизировать и сделать более простой систему по управлению государством, когда высшее должностное лицо будет представлять собой главную фигуру, реализуя региональную исполнительную власть.Соответственно, высший исполнительный орган в регионах реализуется разными моделями и подходами, но необходимо, чтобы он был управляемым, эффективным и понятным для граждан региона.Полномочия, которые имеет глава региона являются определяющими при работе системы государственного управления, в связи с этим, основой их установления и реализации, являются принципы, определяющие солидарность властных ветвей, четкость их функционала и ответственность.Институт президентов в регионах РФ является отдельным социальным феноменом в государственном управлении и его стоит рассмотреть более тщательно.Этот стал развиваться в ряде регионов, в особенности тех, где политическое устройство имеет форму республики и его основой стала модель работы Президента РФ [7, С. 53].Согласно федеральному законодательству, например, ФЗ №184-ФЗ [2], российские регионы обладают правом в самостоятельном порядке определять, как будет называться их высшее должностное лицо в региональной конституции. Данным правом выражается конституционный принцип, определяющий, что регионы вправе самостоятельно формировать систему государственных органов. Но эта самостоятельность все равно должна основываться на единых общегосударственных принципах, по которым организовывается публичная власть в России.Необходимо заметить, что когда республиканские власти называют своего главу «президентом», то это порождает ряд вопросов, с позиции того, насколько это обосновано в историческом и культурном контексте.По большей части, российские региональные республики не имеют исторических, национальных или прочих сложившихся традиций, позволяющих им называть главу региона президентом.Применение понятия «президента» в регионах, будет формировать некоторую двойственность, в государственном управлении, потому что этим самым власти региона пытаются создать своего рода параллельную вертикаль власти. При едином федеративном государстве такая постановка вопроса будет размывать принцип, определяющий этой единство.Но стоит отметить, что в последнее время регионы стали постепенно менять наименование своего главы от «президента» до, например, «главы республики» или называть его «председателем правительства». Что происходит из-за того, что в нашей стране следует укреплять властную вертикаль и устанавливать государственное управление единообразным.Рассматривая практическую деятельность по государственному управлению в регионах, можно сказать, что на уровень эффективности главы региона будет влиять не то, как называется его должность, а то, насколько он сможет четко установить полномочия, наладить механизмы, осуществляющие взаимодействие с прочими федеральными и региональными органами, и как будут проявляться при этом личные управленческие качества главы региона. С этой позиции большую важность представляет то, что глава региона должен сформировать эффективную управленческую систему, удовлетворяющую потребности граждан, проживающих в регионе [6, С. 44].Соответственно, здесь можно сказать, что использование в регионах института президентства является ярким примером, показывающим, что дублирование федеральных властных институтов и моделей, порождает ряд проблем в государственном управлении. Большую эффективность здесь принесет создание системы региональных органов, учитывающую характерные особенности региона, исторические традиции, а также его реальные потребности в реализации эффективного управления.При существующем развитии, которое имеет федерализм в нашей стране, необходимо оптимальным образом сбалансировать друг с другом между самобытностью региона и единство власти в государстве [5, С. 45].Для этого необходимо пересмотреть подходы к тому, как организовывать власть в регионах, вместе с вопросом о том, как называть их высшее должностное лицо.Проанализировав вышесказанное, можно сделать несколько выводов.Регламентирование правового статуса, который имеет руководитель региона, осуществляется и на федеральном, и на региональном уровнях. Вместе с этим, можно увидеть, что в регионах прослеживается тенденция, при которой дублируются государственные властные институты и это в особенности четко можно увидеть в регионах, называющих себя республикой. В разных регионах исполнительная власть и ее организация реализуется по различным моделям. Здесь могут разделяться друг с другом должности главы региона с председателем правительства или же глава региона может их совмещать.Также, при существующих условиях, в нашей стране можно увидеть тенденцию к тому, что оптимизируется структура региональных исполнительных органов в регионах и ликвидируется лишнее дублирование их функционала. Это позволяет сделать более эффективным государственное управление в регионах и сохранять единой государственную власть в РФ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Коломников А.А., Никулин Р.Л. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 696 - 713. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19799 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19799



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.