'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 92

Просмотры  267 просмотров

Колчакова К.Р., Штефан А.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ *

  


Аннотация:
в настоящей статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы отграничения злоупотребления должностными полномочиями от смежных составов преступления, в числе которых превышение полномочий, служебный подлог и халатность. Автор приходит к выводу о том, что предложенные законодательные изменения позволят систематизировать правоприменительную практику, повысить качество расследований и сформировать единообразный подход в квалификации должностных преступлений.   

Ключевые слова:
злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, умысел, состав преступления, субъект преступления   


Актуальность исследования проблемы отграничения злоупотребления должностными полномочиями (далее – злоупотребление) от смежных составов преступления обусловлена существующими сложностями квалификации должностных преступлений в современной правоприменительной практике. В условиях высокой коррупционной напряженности и системных трансформаций государственного управления особую значимость приобретает точное разграничение составов преступлений, связанных с превышением должностных полномочий, что требует глубокого теоретического анализа юридических признаков и критериев разделения смежных составов. Злоупотребление должностными полномочиями по своей правовой природе представляет собой уголовно наказуемое противоправное деяние, совершаемое должностным субъектом посредством ненадлежащего использования им служебного положения вразрез с официальными интересами. Такое деяние, как правило, характеризуется присутствием противоправной мотивации личного или материального характера и влечет существенный ущерб правовому статусу граждан и обществу в целом.Злоупотребление как преступное деяние закрепляется законодателем в ст. 285 УК РФ. Проанализировав данные судебной статистики, отметим, что в 2023 году по данной статье было осуждено 487 человек, в 2022 году – 533 человека (+19,8%), а в 2021 году – 445 человек (-8,6%). Следовательно, наблюдается нестабильная динамика количества осужденных. Среди причин таких колебаний можно выделить усиление антикоррупционного законодательства, совершенствование методов выявления преступлений, ряд экономических и социальных трансформаций. Кроме того, существует высокая степень латентности должностных преступлений. Представленная статистика демонстрирует устойчивый уровень должностных преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями. Несмотря на незначительные колебания, количество осужденных остается стабильным, что указывает на системный характер проблемы и необходимость постоянного совершенствования действующей законодательной системы и правоприменительной практики.В разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении № 19 от 16.10.2009, представлен детальный анализ дифференцирующих характеристик злоупотребления должностными полномочиями от смежных должностных преступлений на основе их объективных и субъективных элементов. Специфика злоупотребления заключается в том, что должностное лицо совершает противоправные действия, не выходя за формальные границы своих служебных полномочий, руководствуясь при этом корыстными или иными личными мотивами, что влечет причинение существенного ущерба охраняемым законом интересам общества, граждан или государства. Исходя из анализа положений постановления можно сделать вывод, что исследуемый нами состав отграничивается от превышения полномочий (ст. 286 УК РФ) отсутствием очевидного выхода за рамки компетенции, от служебного подлога (ст. 292 УК РФ) – тем, что посягательство направлено на общий порядок функционирования органа власти, а не на сферу документооборота, а от халатности (ст. 293 УК РФ) – целенаправленным характером действий и осознанной мотивацией, что противопоставляется неосторожному неисполнению или ненадлежащему исполнению должностных обязанностей [1].Среди проблем разграничения злоупотребления и превышения должностных полномочий можно выделить методологические трудности интерпретации оценочных категорий в уголовном законодательстве. Ключевую сложность представляет неоднозначность трактовки понятий «вопреки интересам службы», «существенный вред», «явный выход за пределы полномочий», что создает широкое поле для субъективного усмотрения правоприменителя. Более того, по мнению М.А. Лютоева, правоприменитель сталкивается с дилеммой разграничения умысла и превышения служебных полномочий в ситуациях, когда должностное лицо формально действует в рамках своей компетенции, но фактически нарушает служебную этику и интересы службы, что требует комплексного междисциплинарного подхода к оценке противоправных действий [2, с. 317].Правовым вопросом разграничения злоупотребления и служебного подлога считается сложность квалификации деяний в случаях, когда должностное лицо использует документооборот как инструмент реализации противоправного умысла. Сложность представляет доказывание истинных мотивов должностного лица при формальном соблюдении процедуры документооборота, особенно в ситуациях, когда внесение недостоверных сведений маскируется под технические ошибки или неточности. Дополнительные трудности создает необходимость установления причинно-следственной связи между служебным подлогом и наступившими последствиями в виде существенного нарушения прав и законных интересов.Фундаментальной правовой проблемой разграничения злоупотребления и халатности мы видим сложность установления формы вины в действиях должностного лица. Так, имеют место существенные трудности при доказывании субъективной стороны преступления, поскольку грань между осознанным нарушением должностных обязанностей и небрежным отношением к ним часто размыта. Как справедливо отмечает А.В. Нестеренко, сложность создает и необходимость оценки объективной возможности должностного лица предвидеть и предотвратить наступление вредных последствий с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы и конкретных обстоятельств дела [3, с. 162].С целью решения спорных вопросов представляется необходимым внести ряд изменений в действующий УК РФ. В частности, мы предлагаем в ст. 285 УК РФ изложить диспозицию в следующей редакции: «Злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, выразившееся в совершении действий (бездействии), повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций или государства, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности». Кроме того, в примечании к статье 285 УК РФ целесообразно дать следующее определение: «Существенный вред в настоящей статье означает:1) нарушение конституционных прав граждан,2) причинение материального ущерба свыше 100 тысяч рублей,3) существенное нарушение функционирования государственных или муниципальных органов».Таким образом, думается, что реализация указанных предложений позволит повысить точность уголовно-правовой квалификации должностных преступлений, унифицировать судебную практику, создать более прозрачный механизм правоприменения, а также усилить антикоррупционный контроль в системе государственного управления.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Колчакова К.Р., Штефан А.В. ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 714 - 719. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19800 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19800



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.