'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 93

Просмотры  134 просмотров

Конаныхина А.М.

  


КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема с распространением киберпреступности и мошенничества с помощью использования информационных технологий, невозможность законодательства Российской Федерации и правоохранительных органов противостоять преступности в цифровой сфере.   

Ключевые слова:
ИКТ, цифровая сфера, киберпреступность, компьютерная информация   


Сегодня то время, когда общество находиться на стадии перехода к информационным технологиям, происходит повсеместное внедрение технологий и вся жизнь людей оказывается под влиянием телекоммуникационных связей и информационного пространства. На данный момент, довольно сложно представить жизнь современного человека без информационных технологий, при помощи которых можно выполнить любую задачу в несколько кликов. Новейшие технологии позволяют человеку найти информацию в интернете, потратив на это несколько секунд, приобрести абсолютно любой товар и оформить доставку на дом, связываться с людьми на другом конце планеты и еще множество других возможностей.Необходимость цифрового пространства особенно возросла в период пандемии в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.Весной 2020 года, когда количество зараженных людей стремительно возрастало с каждым днем, множество стран были вынуждены приостановить привычный для всех режим жизни и ввести карантин, с целью приостановления распространения инфекции. Правительство и Средства массовой информации призывали людей как можно меньше выходить на улицу и контактировать с другими людьми, по мере возможности оставаться дома. После чего роль информационных технологий в жизни общества возросла. Работодатели стали переводить своих сотрудников на удаленный формат работы в случае, если это возможно, сфера образования также была стремительно переведена дистанционный формат обучения [1]. Кроме того, началось более активное использование услуг доставки, чем ранее, стала востребована не только доставка готовой еды, но и просто доставка продуктов из магазина и других товаров из-за невозможности людей выходить на улицу.Казалось бы, что от такого масштабного использовании информационных ресурсов жизнь людей должна была стать проще, если бы не один фактор. Информационные технологии оказались неким “помощником” в совершении киберпреступлений или же информационных преступлений. Дело в том, что при регистрации на каком-либо сайте или при использовании ресурсов и приложений все личные данные граждан сохраняются на специальных серверах. Тем самым чем больше информационные технологии присутствуют в жизни граждан, тем больше информации о них оказывается во власти информационного пространства [2]. При использовании современных технологии личные данные могут оказаться в “ чужих руках” и использоваться мошенниками для вымогательств и других манипуляций для извлечения выгоды.Я.О. Лапшова выделяет преступления, которые наиболее часто используются в киберпреступлениях, и которые закреплены в УК РФ, а именно: «создание, использование вредоносных программ», «мошенничество в сфере компьютерной информации», «незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую, или банковскую тайну». Лапшова отмечает тот факт, что законодательство РФ, которое отвечает предотвращение и борьбу с мошенничеством в сети, недостаточно развито, тем самым появляется невозможность объективно оценить масштабы данной проблемы, связанной с инновациями в цифровых технологиях [3].А.А. Долгополов в своей научной статье пишет о том, что мошенники получили еще больше возможности для своей противоправной деятельности в Интернете в связи с тем, что специалистов, разбирающихся в информационных технологиях и отвечающих за информационную безопасность людей недостаточно. Государственные структуры также подтверждают стремительное увеличение киберпреступлений. Согласно статистике МВД России за 2020 год преступления в информационном пространстве значительно возросли [4]. Преступления, совершенные с использованием цифровых коммуникаций, увеличились на 73%, мошенничество с использованием мобильной связи возросло на 88%, а киберпреступления в сети Интернет возросло на целых 91,3% [5]. В 2020 году количество преступлений в сфере компьютерных технологий увеличилось с 66945 до 91567, что говорит о том, что от числа преступлений в целом 4,5% (каждое 20-е преступление) составляют киберпреступления.М.Г. Терехов обращает внимание на то, что на данный момент ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, называемая «Цифровые права» содержит наиболее общие правовые основания в рамках правовых действий граждан, которая в свою очередь очень неопределенно расставляет правовую сферу действия правоотношений в цифровой сфере и их сущность. Автор считает, что трудности в деятельности по раскрытию и предупреждений киберпреступлений заключается в отсутствии достаточных знаний правоохранительных органов в сфере цифровых правоотношений. Из-за их незнания о структуре цифровых отношений они не могут предупредить киберпреступность и защитить граждан от информационных посягательств. На данный момент в уголовном кодексе не содержится четких сведений о понятии киберпреступности. Проблема такого обширного распространения мошенничества и киберпреступлений в Российской Федерации заключается в отсутствии законодательства. Существует мнение, что для установления контроля над цифровыми правоотношениями необходимо выделить данные отношения в отдельную отрасль права - цифровое право. Так как с каждым днем процесс информатизации набирает еще большие обороты, правовая система тоже не должна стоять на месте. Необходимо развитие правовой системы и законодательства, для того чтобы проблема киберпреступности не приносила такой огромный ущерб.Раскрываемость преступлений в цифровой сфере находиться в пределах 45%. Исходя из чего становится очевидным необходимость развития правовой системы Российской Федерации в сфере цифровых технологий. На данный момент законодательство Российской Федерации в цифровой сфере находится только на стадии формирования и нуждается в совершенствовании. Однако, по мнению ученых для успешного формирования правового базиса Российской Федерации в данной сфере необходим синтез с экспертами в цифровой сфере, так как правоохранительные органы не обладают достаточными знаниями [6].При написании статьи использован метод анализа и исследование литературных источников, статистические данные Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, анализ следственной и судебной практики.В процессе анализа следственной и судебной практики выделяются следующие наиболее распространенные киберпреступлениясоздание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ),неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ),действия мошеннического характера, при совершении которых были использованы электронные средства платежа (ст. 159.3 УК РФ).мошенничество с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ)На данный момент наиболее часто встречающимися способами мошенничества являются [7]:взламывание и завладение регистрационными персональными данными учетных записей, такими как логин и пароль, для использования при совершении мошеннических действий,распространение вирусов и вредоносного программного обеспечения с последующей блокировкой устройства, и мнимой возможностью разблокировки при помощи отправки платного смс,кардинг - неправомерное использование информации о платежных средствах, принадлежащей третьим лицам,проведение интернет-аукционов,взлом электронных кошельков,вводящая в заблуждения рассылка электронных писем,организация благотворительных фондов и т.д,В результате исследования сведений о состоянии преступности и технической оснащенности правоохранительных органов Российской Федерации, очевидным становится круг проблем, которые необходимо безотлагательно решить:деятельность правоохранительных органов и методы расследования в борьбе киберпреступлениями неэффективна, так как технические средства, использующиеся органами, отстают от компьютерных технологий киберпреступников,нет четко сформированного представления о методе, предмете, цели задачи криминалистики в сфере информационных технологий,законодательство в сфере борьбы с киберпреступностью не развито, многие положения о киберпреступлениях не установлены в УК РФ [8].Таким образом, направлением, находящимся в приоритете для законодательства Российской Федерации на данный момент, является выделение четкого понятия о правоотношениях в цифровой сфере, стремительное развитие данной сферы и формирование отрасли цифрового права. При необходимом подходе и пониманию масштаба проблемы правоохранительными органами и государственными структурами осуществление действий по раскрытию и предупреждению преступлений в цифровой сфере станут более возможными и эффективными.Подводя итог, можно сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации требует участия государства в формировании и разработки программ для защиты граждан. Необходимо международное сотрудничество, которое может послужить положительными фактором и способствовать прогнозированию и последующему предупреждению киберпреступлений, а также взаимодействие со специалистами в IT сфере.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Конаныхина А.М. КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 720 - 726. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19801 (дата обращения: 13.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19801



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.