'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 96

Просмотры  134 просмотров

Кургузов А.В.

  


ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОРЯДКА ПРИЗНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, РАЗМЕЩЕННОЙ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», ИНФОРМАЦИЕЙ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНО *

  


Аннотация:
в работе проанализирована значимость процедуры признания информации запрещенной. Рассмотрены особенности признания информации запрещенной в административном и судебном порядке. Раскрыты и проанализированы отдельные пробелы законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.   

Ключевые слова:
информация, административный порядок, судебный порядок, исковое заявление, безопасность   


В XXI веке информация становится определяющей чертой современного мира. Объем и скорость информационных потоков все более возрастает. В соответствии с законодательством в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдений требований, установленных законодательством [1]. Запрещено распространять информацию, которая направлена на пропаганду войны, разжигание ненависти и вражды, а также информации, за распространение которой грозит уголовная или административная ответственность. В современных политических условиях в информационной среде увеличивается количество недостоверной информации, экстремистских материалов, сведений, создающих угрозу здоровью населения, общественной нравственности. Очевидно, что это вызывает необходимость эффективного регулирования и контроля государства над данной сферой.Признание информации запрещенной может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В административном порядке данная процедура осуществляется уполномоченными Правительством РФ министерствами и службами при наличии оснований, установленных законом. Наиболее широкой компетенцией в данной сфере обладает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. К её компетенции относится принятие решения о запрете следующей информации: информация о несовершеннолетнем, который пострадал в результате противоправных действий, сведениях о VPN[2]. Полномочия иных органов более узкие и тесно связаны со сферой деятельности этих органов. Например, Министерство внутренних дел уполномочено принимать решения в отношении информации о наркотических веществах, Росздравнадзор – о торговле запрещенными лекарственными средствами, Федеральная налоговая служба – об информации, нарушающей требования по проведению азартных игр и лотерей и т.д. На данный момент в соответствии с постановлением Правительства РФ существует 16 федеральных органов, которые обладают такими полномочиями.Порядок признания информации запрещенной во внесудебном порядке состоит из нескольких этапов: 1) направление обращения в Роскомнадзор органами власти или иными субъектами, 2) направление соответствующего запроса Роскомнадзором в уполномоченный орган, 3) принятие решения данным органом, 4) внесение Роскомнадзором записи в Единый реестр доменных имен.В российском законодательстве четко установлены основания, критерии, порядок признания информации запрещенной, разграничены полномочия органов власти, создана единая информационная система, позволяющая идентифицировать сайты, содержащие запрещенную информацию.В тех случаях, которые не охватываются п. 1 и 3 ч. 5 ст. 15.1 данного Федерального закона применяется судебный порядок, то есть в законодательстве отсутствует четкий перечень такой информации. Исходя из анализа положений ст. 10 данного Федерального закона к такой информации следует отнести: пропаганду войны, разжигание ненависти или вражды, публичные призывы к экстремизму, призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации и иные случаи, когда распространение определенной информации влечет за собой уголовную ответственность. Кроме того, в судебном порядке принимается решение, в случае злоупотребления свободой информации, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Например, в случае публичного распространения оскорбительной информации о днях воинской славы и памятных датах России. С 2022 года также установлен запрет на распространение материалов, производимых и распространяемым иностранным агентом, без соответствующего указания.В отношении дел данной категории установлена альтернативная подсудность: административное исковое заявление подается по адресу административного истца или по адресу или месту жительства административного ответчика [3]. Данное положение связано с тем, что по таким делам далеко не всегда можно определить местонахождение личность или адрес администратора или владельца ресурса. Этим же объясняется требование об обязательности указывания административного ответчика в заявлении только в тех случаях, когда данное лицо установлено. При этом судебная практика однозначно свидетельствует о том, что Роскомнадзор не является административным ответчиком, а может привлекаться только как заинтересованное лицо [4, с. 39]. К иным требованиям административного иска относится следующее: указание на доменные имена, указатели страниц, информацию, необходимую для получения доступа суда к такой информации, обоснование доводов.Одним из требований к административному исковому заявлению является указание данных о соблюдении досудебного порядка. При этом на данный момент такой порядок законодательством не урегулирован, что является существенным законодательным пробелом. Однако в науке существует мнение, что таким досудебным порядком является принятие различных профилактических мер государственными органами (например, предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через СМИ) [5, с. 745]. Отсутствие четкой регламентации данного вопроса ведет к случаям необоснованного возвращения судом административного искового заявления.На стадии подготовки к судебному заседанию суд вправе применить особую меру предварительной защиты – ограничение доступа к информации.По делам данной категории установлен и особый порядок исполнения решений. Исполнение решения суда осуществляется немедленно путем направления решений суда в Роскомнадзор.Судебная статистика свидетельствует о росте административных дел о признании информации запрещенной. В 2023 году в судах было рассмотрено 31532 таких дела [6].При рассмотрении дел данной категории суду необходимо проанализировать большой объем нормативно-правовых актов, что приводит к определенным трудностям и противоречиям в судебной практике. Наиболее распространенной проблемой является подмена понятий, то есть понятия «информации, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность» и «информации о действиях, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность». Например, случаи запрета распространения информации о даче взятки сотруднику правоохранительных органов на том основании, что дача взятки является незаконной [7, с. 109].Кроме того, спорными являются случаи признания следующей информации, запрещенной к распространению: о покупке диплома учебного заведения, медицинских справок, поддельных документов. В связи с этим в науке даже высказывается о необходимости введения законодательного запрета на распространение любой информации, побуждающей к совершению противоправных действий [8, с. 176]. Но важно учитывать, что подобные нововведения могут привести к ещё более запутанной и противоречивой правоприменительной практике. Более объективным является применение в таких случаях законодательства о рекламе, в первую очередь, положения о том, что реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.Дискуссионным является вопрос о необходимости наличия самой судебной процедуры признания информации запрещённой. Высказывается мнение, что это ведет к чрезмерной перегруженности судов и не позволяет оперативно реагировать на нарушение законодательства. При этом конституционное право на судебную защиту не будет нарушено, так как введение такого порядка не исключает возможности обжалования данных решений в судебном порядке [9, с. 36]. Вместе с тем введение в Кодекс административного судопроизводства главы 27.1. говорит об особой заинтересованности законодателя в необходимости обеспечения судебного контроля, состязательности.Особый интерес вызывает процедура исполнения решения суда. Провайдер хостинга обязан принять меры по удалению запрещенной информации и ограничению доступа к сайтам. С выполнением требований российскими провайдерами, как правило, трудностей не возникает, в то время как иностранные компании нередко эти требования игнорируют. Для преодоления таких негативных явлений в 2021 году был принят Федеральный закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации». Данный закон предусматривает обязанность иностранных лиц, осуществляющих деятельность в данной сфере, открыть филиал или представительство в Российской Федерации [10].Порядок признания информации запрещенной является важным инструментом обеспечения безопасности в сфере информации в Российской Федерации. Вместе с тем, законодательство в данной сфере нуждается в корректировке. Необходимо законодательно закрепить единый перечень информации, распространение которой запрещено, разработать досудебный порядок урегулирования по таким делам, а также, четко разграничить понятия «информации, распространение которой запрещено» и «информации о действиях, совершение которых запрещено».   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кургузов А.В. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОРЯДКА ПРИЗНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, РАЗМЕЩЕННОЙ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», ИНФОРМАЦИЕЙ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНО // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 742 - 749. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19804 (дата обращения: 13.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19804



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.