'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 103

Просмотры  270 просмотров

Панин Д.В.

  


ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ *

  


Аннотация:
в статье анализируются меры, предпринимаемые Российской Федерацией в сфере противодействия коррупции, предлагаются меры по совершенствованию государственной политики России в указанной области.   

Ключевые слова:
коррупция, государственная политика, механизмы противодействия, сфера закупок   


Российская Федерация на протяжении длительного времени ведет активную политику противодействия коррупции. Однако проблема коррупции не является проблемой только лишь России. В действительности многие современные государства в последние десятилетия активизировали свою работу в указанном направлении. Совершенствование государственной политики предполагает использование уже имеющегося отечественного опыта, а также анализ и обобщение зарубежного опыта противодействия коррупции. Актуальность борьбы с коррупцией во всем мире обусловливает существование различных исследований статистического характера. Так, динамика коррупционных преступлений в России имеет положительный характер, о чем свидетельствуют данные, приведенные международным движением Transparency International. Уже три года Россия набирает в ИВК 29 баллов, занимая на 2017 г. 135-е место из 180 возможных. Ее положение в индексе остается стабильным, а изменения места (в 2015 г. – 119-е, в 2016 г. – 131-е) связаны с переменами в других странах и с включением или исключением некоторых стран из индекса [7].Несмотря на некоторую положительную динамику коррупционной преступности в Российской Федерации за обозначенные периоды, цели государственной политики в этом направлении нельзя назвать достигнутыми: по-прежнему достаточно высокими остаются как показатели данного вида преступности [8], так и чрезвычайно высоким является ущерб от коррупционных преступлений [9].Первым шагом к созданию механизмов противодействия коррупции стало создание антикоррупционного законодательства. Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»). В нем получают закрепление основные понятия, связанные с противодействием коррупции, рамочно очерчиваются правовые и организационные основы такого противодействия, устанавливаются ограничения, запреты и иные нормы, связанные со служебным поведением лиц, на которых распространяются соответствующие правила, а также устанавливается ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции.В целях борьбы с коррупцией Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы» [3]. Кроме того, нормативные и стратегические документы по борьбе с коррупцией принимаются в отдельных ведомствах.Помимо стратегического планирования, в Российской Федерации предпринимаются меры и по совершенствованию законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за коррупционное поведение. В частности, в 2016 году Уголовный кодекс Российской Федерации [1] (далее – УК РФ) был дополнен двумя новыми составами преступлений – посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) и мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ).Указанное свидетельствует о том, что в Российской Федерации действительно предпринимаются меры для противодействия коррупции. В то же время следует обратить внимание на то, что в большинстве нормативных и стратегических документов противодействие коррупции рассматривается как единое, масштабное направление внутригосударственной политики. Между тем в каждой конкретной сфере коррупция имеет отличительные особенности, которые проявляются и в самих коррупционных проявлениях, и в способах выявления коррупционных правонарушений, а значит, и в механизмах противодействия такому поведению должностных лиц. В этой связи перспективным направлением совершенствования государственной политики в сфере противодействия коррупции представляется сегментация политики: выявив наиболее подверженные коррупции сферы деятельности государственных органов, следует разрабатывать механизмы противодействия именно для нее. Такие механизмы будут учитывать специфику сферы деятельности, а значит, предпринимаемые меры будут наиболее точечно и эффективно воздействовать на общественные отношения с целью пресечения коррупционного поведения государственных служащих.Так, в качестве примера можно рассмотреть сферу закупок для государственных и муниципальных нужд. Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации на 2018 г., было зафиксировано 3 664 668 нарушений закона, 23,3% из которых составили преступления в экономической сфере. Преступления в сфере госзакупок составили 14,7% от общего числа преступлений в сфере экономики. Данный показатель превышает показатель за прошлый год практически на 4,1% [7].Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что сфера закупок для государственных и муниципальных нужд в значительной степени подвержена коррупции, а значит, она может быть выделена в самостоятельный сегмент государственной политики по противодействию коррупции.В направлении противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных нужд предлагаются следующие меры по совершенствованию государственной политики:1) в уголовном законодательстве Российской Федерации следует предусмотреть специальные составы преступлений, которыми будет предусмотрена ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства в сфере государственных и муниципальных нужд. В настоящее время преступления, имеющие соответствующую направленность, квалифицируются как преступления экономического характера, хотя в действительности они посягают на интересы государственной власти, как и другие коррупционные преступления. Следовательно, необходимо пересмотреть структуру УК РФ и дополнить главу 30 новыми составами преступлений, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления в сфере государственных и муниципальных нужд.Следует отметить, что в науке и ранее высказывались подобные предложения. Например, Ш. М. Шурпаев в диссертационном исследовании обосновывает необходимость перемещения составов преступлений, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, в главу 30 с соответствующей нумерацией, поскольку расположение данных составов в главе экономических преступлений не соответствует тому объекту посягательства, которому в действительности наносят вред коррупционные преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд [6, c. 14],2) следующим шагом (после совершенствования уголовного законодательства) должно стать формирование правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросу квалификации коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных нужд. Данная сфера характеризуется специфической терминологией, особыми конкурсными механизмами, что само по себе усложняет квалификацию преступного посягательства как для органов предварительного расследования, так и для судов, выносящих приговор по уголовному делу. Для недопущения формирования противоречивой судебной практики Верховному Суду Российской Федерации следует обобщить накопленный опыт рассмотрения соответствующей категории уголовных дел и сформировать правовые позиции, которые станут ориентиром для судов при разрешении уголовных дел о коррупционных преступлениях в сфере государственных и муниципальных нужд.Данное предложение обосновывалось в науке и ранее. В частности, об этом в своем исследовании говорят А. М. Бычков, А. В. Победоносцев [4, c. 175].3) необходимой мерой противодействия коррупции в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд является установление более жесткой ответственности за невыполнение обязанности государственными служащими по уведомлению о конфликте интересов [5, c. 114]. Эта мера позволит предупредить множественные факты коррупционного поведения со стороны служащих,4) коррупционное поведение в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд нередко сопряжено с созданием препятствий для участия в конкурсных процедурах для предпринимателей и организаций. Необходимой мерой для пресечения подобных нарушений должно стать создание эффективного механизма судебной защиты прав предпринимателей. Такой механизм должен исключать формальный подход к рассмотрению дел по искам предпринимателей, т.е. по такому иску суды должны проверять соблюдение установленных правил процедуры закупок на всех этапах и всеми задействованными в ней должностными лицами. Предприниматель, чьи права были нарушены, должен иметь право на справедливую компенсацию за создание препятствий для участия в конкурсных процедурах.Таким образом, государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия коррупции должна исходить из того, что в каждой конкретной сфере коррупция имеет собственные проявления, а потому требует специфических мер по выявлению коррупционных правонарушений, а также мер по их пресечению в будущем. В качестве одной из таких сфер следует признать сферу закупок для государственных и муниципальных нужд, в которой, как показывают статистические данные, коррупционное поведение сохраняется на высоком уровне. С учетом особенностей данной сферы предлагается предпринимать следующие меры для повышения эффективности противодействия коррупции: в УК РФ предусмотреть специальные составы коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных нужд, разработать постановление Пленума Верховного Суда РФ, в котором будут даны разъяснения относительно рассмотрения дел о коррупционных преступлениях в сфере государственных и муниципальных нужд, усилить ответственность государственных и муниципальных служащих за сокрытие фактов или несвоевременное информирование о конфликте интересов, усовершенствовать механизм судебной защиты прав предпринимателей, для которых были созданы искусственные препятствия для участия в конкурсных процедурах в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Панин Д.В. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 792 - 799. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19811 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19811



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.