'
Сиротинская Т.Л., Шхагошев Р.В.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *
Аннотация:
экономическая безопасность играет центральную роль в обеспечении стабильного развития государства, формируя устойчивую и защищенную экономическую среду. Важнейшим инструментом для достижения экономической безопасности является контроль и надзор, которые направлены на обеспечение финансовой прозрачности, предотвращение монополизации, защиту интересов потребителей и соблюдение законодательства.
Ключевые слова:
контроль, надзор, экономическая безопасность, мониторинг
Экономическая безопасность является одним из ключевых аспектов стабильного развития любой страны. Она предполагает создание условий для устойчивого функционирования экономики и защиты её от различных угроз и рисков. В этом контексте контроль и надзор играют важную роль, выступая в качестве инструментов обеспечения экономической безопасности [2].Первоначально следует отметить, что контроль и надзор направлены на обеспечение соблюдения законодательства и нормативов в экономической сфере. Они помогают предотвратить экономические преступления, коррупцию и иные правонарушения, которые могут нанести ущерб экономике страны. Надзорные органы и контрольные механизмы следят за исполнением законов и регуляций, обеспечивая тем самым законность и порядок в экономике.Важным аспектом контроля и надзора является обеспечение финансовой прозрачности и стабильности. Это включает в себя мониторинг финансовых операций, борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также контроль за финансовыми институтами и рынками. Кроме того, контроль и надзор помогают предотвратить монополизацию рынков и иные формы нарушения конкуренции, что способствует развитию здоровой конкурентной среды. Не менее важной функцией контроля и надзора является защита интересов потребителей и инвесторов. Надзорные органы контролируют качество и безопасность продукции, а также деятельность финансовых институтов, обеспечивая защиту прав потребителей и инвесторов от мошенничества и недобросовестных практик.В современном мире с ростом комплексности экономических отношений и технологического развития контроль и надзор приобретают особую важность. Достижение экономической безопасности предполагает применение целого ряда мер, среди которых важное место занимает установление и функционирование системы контроля и надзора.Взаимосвязь между задачами обеспечения экономической безопасности и организацией контрольно-надзорной деятельности определяется основными принципами, сформулированными в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года:1.Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина: этот принцип подчеркивает важность защиты интересов индивидов в процессе реализации мер по обеспечению экономической безопасности, что включает их право на честное предпринимательство, свободу выбора и защиту от незаконного вмешательства в экономические процессы.2.Законность: принцип законности подразумевает соблюдение норм и правил правовой системы при проведении контрольно-надзорной деятельности. Это обеспечивает стабильность и предсказуемость экономической среды, что является основой для развития бизнеса и инвестиционной активности.3.Системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности: этот принцип подразумевает необходимость комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности, включая использование различных политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и других мер. Только такой подход позволяет эффективно реагировать на разнообразные угрозы и риски.4.Приоритет предупредительных мер: принцип приоритета предупредительных мер подчеркивает значимость превентивных действий в обеспечении экономической безопасности. Это включает в себя раннее выявление потенциальных угроз, а также активное предотвращение возможных нарушений и преступлений в экономической сфере.5.Взаимодействие между различными уровнями государственных органов: принцип взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти направлен на координацию действий всех уровней власти в целях обеспечения экономической безопасности. Только совместные усилия и согласованная стратегия позволяют эффективно реагировать на вызовы и угрозы в экономической сфере [1].Эти принципы играют ключевую роль в создании устойчивой и безопасной экономической среды, обеспечивая гармоничное взаимодействие между задачами обеспечения экономической безопасности и контрольно-надзорной деятельностью.Совершенствование функционирования контрольно-надзорных органов направлено на сокращение потенциальных угроз и рисков, происходящих из различных проблем, таких как дисбаланс в национальной бюджетной системе, недостаточная эффективность государственного управления, высокий уровень коррупции в сфере экономики, а также сохранение значительной доли теневой экономики.Общие цели обеспечения экономической безопасности и контроля проявляются в переходе к риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной деятельности. Этот подход включает реформирование работы федеральных министерств и ведомств, а также его распространение на все виды надзора. Он направлен на концентрацию ограниченных ресурсов государства в областях с максимальным риском для предотвращения угроз для законных интересов, с одновременным уменьшением административной нагрузки на честных участников экономики.В заключение, контроль и надзор играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности, предотвращая различные угрозы и риски для экономики страны, обеспечивая финансовую стабильность, защиту прав потребителей и инвесторов, а также поддерживая здоровую конкурентную среду. Однако успешная реализация этих функций требует сбалансированного подхода и гибкости в реагировании на изменяющиеся условия и вызовы [3].Однако, необходимо отметить, что слишком чрезмерное вмешательство государства в экономику также может иметь негативные последствия, такие как избыточная бюрократия и ограничение предпринимательской активности. Поэтому важно достигать баланса между необходимым контролем и поддержанием свободы предпринимательства [4].
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Сиротинская Т.Л., Шхагошев Р.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 827 - 831. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19816 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*