'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 131

Просмотры  139 просмотров

Девальер А.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме формирования читательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). В статье рассматриваются особенности восприятия и понимания текста детьми с ЗПР, а также методы и приёмы, которые могут помочь в формировании читательской компетенции. Автор анализирует трудности, с которыми сталкиваются дети с ЗПР при чтении, и предлагает пути их преодоления. Статья может быть полезна педагогам, психологам и родителям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.   

Ключевые слова:
читательская компетенция, ЗПР, дошкольный возраст, восприятие текста, обучение чтению   


Чтение представляет собой сложный, комплексный и многоаспектный психофизиологический процесс. В процессе чтения задействована сложная система анализаторов, в частности, речь идет о речеслуховом, речедвигательном, а также зрительном анализаторе. Следовательно, процесс чтения требует достаточно высокого уровня развития высших психических процессов.Процессу формирования чтения, в том числе как техники получения и извлечения информации предшествует активный процесс речевого развития ребенка.Процесс формирования и развития чтения у ребенка старшего дошкольного возраста в норме и ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР состоит из тех же самых этапов. Однако, как отмечает в своих работах Г. Я. Трошин, воспитанники с ЗПР овладевают чтением в три раза медленнее, чем их нормотипичные сверстники [3, с. 155]. Зачастую, нарушения чтения у детей с ЗПР сопровождается сопутствующими логопедическими дефектами, чаще всего речь идет о дислексии.Формирование первичный навыков чтения, знакомство с системой родного языка и родного слова происходит на этапе дошкольного детства, в частности у воспитанников старшего дошкольного возраста. На этом этапе внимание педагога заостренно не сколько на техническом аспекте развития читательской компетентности, сколько на формировании устойчивого познавательного интереса к чтению художественной литературы, особенно важно это для воспитанников с ЗПР, так как формирование читательской компетентности позволяет решить целый комплекс смежных задач по эстетическому, нравственному, духовному и художественно-эстетическому воспитанию. Однако, уровень развития читательской компетентности зачастую измеряется именно формальными показателями чтения – осознанностью, выразительностью, правильностью, беглостью, восприятием смысла, прочитанного или услышанного литературного художественного текста.Процесс формирования и развития читательской компетентностью у воспитанников с ЗПР имеет свои отличительные черты. Наиболее частые проблемы в этом аспекте, с которыми сталкивается педагогическое сообщество, являются следующие – четкое соотнесение прочитанного или услышанного с реальными объектами, процессами, характеристиками окружающего природного или социального мира, сложности звукопроизношения или звукоизвлечения, искажение звукового состава произносимого слова, медленное запоминание алфавита, затруднения при переходе от буквенного к слоговому чтению, путаница с графическим изображением букв из-за чего слова читаются и произносятся ребенком неверно.Наиболее частой проблемой детей с ЗПР является путаница при чтении сходных по написанию букв (речь идет о печатных буквах) – например, довольно часто дети путают «ш» и «щ», «н» и «п», «т» и «ш» и т. д. Данный феномен в логопедической практике получил название оптической дислексии, причины которой носят достаточно глубинный характер, и связаны с нарушением пространственной ориентировки детей с ЗПР, для которых большое затруднение вызывает сопоставление образа буквы и ее графического изображения и написания, а, соответственно, у детей возникают определенные сложности в процессе чтения.Характерной особенностью процесса освоения чтения и формирования читательской компетентностью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР являются выраженные затруднения при переходе от слогового чтения к прочтению целого слова. Если воспитанник с ЗПР успешно освоил слоговое чтение, то это не всегда является залогом того, что именно будет доступно прочтение слов, подобный переход в научных исследованиях получил название «переход от аналитического чтения к синтетическому». Очень часто успешно прочитав одно слово, ребенок с ЗПР может «споткнуться» о прочтение последующего слова. Очень часто сложности в развитии навыка чтения у умственно отсталых детей связаны с ограниченностью их поля зрения, то есть они способны воспринимать только ту букву, слог или слово, на которые непосредственно направлен их взгляд, в силу особенностей их развития навык смысловой догадки у них не развит.Таким образом, по итогам написания параграфа нами могут быть сформулированы следующие выводы. Процесс формирования и развития чтения у ребенка старшего дошкольного возраста в норме и ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР состоит из тех же самых этапов. Однако, как отмечает в своих работах Г. Я. Трошин, воспитанники с ЗПР овладевают чтением в три раза медленнее, чем их нормотипичные сверстники. Зачастую, нарушения чтения у детей с ЗПР сопровождается сопутствующими логопедическими дефектами, чаще всего речь идет о дислексии.Процесс формирования и развития читательской компетентностью у воспитанников с ЗПР имеет свои отличительные черты. Наиболее частые проблемы в этом аспекте, с которыми сталкивается педагогическое сообщество, являются следующие – четкое соотнесение прочитанного или услышанного с реальными объектами, процессами, характеристиками окружающего природного или социального мира, сложности звукопроизношения или звукоизвлечения, искажение звукового состава произносимого слова, медленное запоминание алфавита, затруднения при переходе от буквенного к слоговому чтению, путаница с графическим изображением букв из-за чего слова читаются и произносятся ребенком неверно.Характерной особенностью процесса освоения чтения и формирования читательской компетентностью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР являются выраженные затруднения при переходе от слогового чтения к прочтению целого слова. Подобный переход в научных исследованиях получил название «переход от аналитического чтения к синтетическому». В.А. Сухомлинский при исследовании причин умственной отсталости школьников, отмечал: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга» [2, с. 77]. В последние десятилетия выявляется объективная тенденция снижения культуры чтения в семьях, все меньшее число родителей читают своим детям, прививают навыки раннего чтения. Также о глобальной утрате интереса к чтению свидетельствует также низкая востребованность библиотек как среди взрослых, так и среди детей. Таким образом, формируются предпосылки затрудненного формирования читательской компетенции, в том числе у дошкольников с ЗПР.Компетентностный подход является методологической основой системы современного российского образования, формирование компетенций охватывает все его ступени от дошкольного обучения до подготовки кадров высшей категории. Одно из ключевых мест в системе компетенций отводится именно читательской компетенции, формирование которой начинается еще в период дошкольного обучения.В процессе формирования читательской компетенции у дошкольников с ЗПР используется определенный комплекс педагогических инструментов и технологий, который включает в себя:развитие творческого потенциала, мышления и способностей дошкольников,комплексное использование игровой деятельности: игр-драматизаций, игр-театрализаций, дидактических игр и т. д.,формирование внутренней мотивации к самостоятельному чтению не только в рамках образовательной, но и свободной деятельности вне занятий в дошкольной образовательной организации.Для достижения устойчивой стабильной положительной динамики в формировании и развитии читательской компетенции у детей с ЗПР необходимо использование комплексного системного подхода, который позволяет достичь у дошкольников высокого уровня эмоциональной вовлеченности и эмоционального отклика к процессу чтения, особенно чтения самостоятельного. Таким образом, происходит закрепление предпосылок к формированию читательской компетенции у воспитанников с ЗПР. Ведущая роль в указанном процессе отводится игровой деятельности, так как она способна сформировать тот самых необходимый и эмоциональный отклик, необходимый для вовлечения в процесс чтения. Особую значимость приобретают игры-драматизации и игры-театрализации, так как они позволяют не только эмоционально отреагировать на прочитанное, но и закрепить свои знания относительно сюжета прочитанного. К процессу игровой деятельности могут быть привлечен не только непосредственно воспитатель, но и целая группа специалистов, работающих с дошкольниками с ЗПР, это могут быть и педагог-дефектолог, и логопед, и психолог.Проведение игровой деятельности в работе по формированию читательской компетенции дошкольников с ЗПР решает комплекс смежных, сопряженных задач, благодаря их проективной природе. В процессе ее проведения происходит активный процесс социально-коммуникативного развития, а также формирования устойчивых связей со сверстниками. Также игровая деятельность способствует активному освоению социальных ролей в процессе игрового взаимодействия. Усвоенные активные социальные роли активно из игровой деятельности переносятся в реальное взаимодействие. По совокупности описанных факторов такой подход позволяет решить следующий ряд образовательных задач:стимулирование познавательного интереса и познавательной активности,формирование активного коммуникационного инструментария,формирование активного интереса к окружающему миру в процессе его исследования,обучение дошкольников с ЗПР методу проективного переноса приобретенных умений, знаний и навыков в плоскость самостоятельного применения:применение средств мотивации и стимулирования познавательной активности,формирование необходимых норм поведения и социального взаимодействия [1, с. 67].Таким образом, можно прийти к выводу о том, что при формировании читательской компетенции у дошкольников с ЗПР необходимо отталкиваться от собственных познавательных интересов ребенка, предлагать ему книги с интересным сюжетом и любимыми героями. Данная работа должна носить системный и комплексный характер, в нее должны быть вовлечены как педагоги, так и семья воспитанников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Девальер А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1000 - 1006. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19839 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19839



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.